РЕЛЬСОЙ ПО ЦЕНАМ

Последнее время Николай Аксененко бредит славой Кашпировского, который в свое время лихо обещал доверчивым гражданам исцеление от любого недуга. На днях первый вице-премьер дал больной экономике первую "установку": он повелел всем монополистам заморозить цены на свою продукцию до конца года. Даже Маслюков с Примаковым, которых постоянно шпыняли за оглядку на Госплан, на такое не решились... Мы, конечно, не экстрасенсы. Однако не нужно быть ясновидящим, чтобы понять: эффект от такого "заговора" может проявиться гораздо быстрее, чем закончится год. После запрета цены и тарифы... начнут расти. Возможно, уже к августу: увы, Аксененко не удав, а экономика — не кролик. Гипнозу не подвержена... Напомним, что "историческое соглашение" подписали 53 компании, контролирующие примерно половину всего национального продукта страны. Они пообещали правительству, что до конца года цены на энергоносители, железнодорожные перевозки и металлопродукцию вырастут не более чем на 14%. То есть — вдвое меньше, чем, по официальным оценкам, составила инфляция промышленных товаров. Нынешний жесткий госконтроль над ценами — попытка повторить "Большое соглашение" Рузвельта 1934 года. Правда, попытка явно неудачная. Тогда американский президент не только договорился с 500 крупнейшими компаниями о сдерживании цен в обмен на облегчение налогового пресса. У Рузвельта были реальные возможности контролировать деятельность посредников, которые чаще всего и задирают расценки. У Аксененко такой возможности нет. Так что пользы от этого соглашения — что от филькиной грамоты. Если кто-то из монополистов захочет нажиться на увеличении тарифов — наживется. А вину всегда найдется на кого свалить. Если что и пойдет в плюс от такого соглашения, так только теневой капитал. Кстати, по информации "МК", приложение к соглашению, в котором указаны конкретные цены для конкретных отраслей, изначально должно было иметь иной вид. В планы некоторых руководителей компаний-монополистов, близких к энергетическим, и самого первого вице входило предварительное, прямо перед самым подписанием, повышение тарифов и цен, которое бы узаконило их неслабые аппетиты. Однако с такой постановкой вопроса согласились не все, и в последний момент пришлось дать отбой... Надо сказать, что подобную прыть в деле вмешательства в процесс ценообразования Аксененко уже проявлял. Еще занимая кресло главы МПС, он поднял тарифы на железнодорожные перевозки. И страну едва не парализовало. Космические расценки сделали большую часть продукции неконкурентоспособной, а некоторые производства вообще встали. Думаете, откуда у Горбатого моста появились шахтеры? Из Кузбасса, чей "золотой" (из-за безумно высоких тарифов МПС) уголек перестала покупать Польша. Итог поступка Аксененко хорошо известен: государству пришлось брать на свое содержание оставшихся без денег шахтеров, а тем же железным дорогам — "класть колеса на полку", поскольку возить стало нечего. Хорошо, что в прошлый раз инициативного чиновника вовремя ударили по рукам. Иначе "на полку" легла бы вся страна. Или власть — на рельсы... Может быть, Николай Аксененко и хороший путеец, но экономист явно неважный. Заморозка хорошо помогает трупам, а нашу экономику относить к таковым явно преждевременно. Любое же вмешательство в полуживой организм должно быть просто ювелирным. И одними железнодорожными командами его легко загнать в гроб. Наталья ШИПИЦЫНА, Алексей БОРИСОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру