АНАПСКИЙ “КИНОШОКинг”

Пребывание на "Киношоке", длившееся с 4 по 15 сентября, напоминало дрейф в каком-то космическом корабле. Ограниченное пространство — пляж, фестивальный центр, корпуса — и изо дня в день одни и те же "космонавты". Люди — все чрезвычайно приятные. Если бы не отдельные выпады в адрес отдельных персонажей. Приехавшая под финал фестиваля Светлана Светличная вызвала немалый ажиотаж у местной милиции. Встретив актрису, что называется, живьем, стражи порядка так разволновались, что тут же учудили номер — приближаясь к звезде размеренной походочкой, молодые люди нестройными голосами пропели "Помоги мне, помоги мне". Не менее эффектным оказался десант звезд в станицу Гостагаевскую. Любимых актеров откормили от души представители всех местных народностей. За время фестиваля именитые гости успели собственноручно собрать виноград с лозы, продегустировать вина завода "Абрау-Дюрсо", покататься верхом на лошадях и, конечно, наплаваться и назагораться. Что же касается деловой части фестиваля, то, как вполне справедливо отметил член жюри Сергей Юрский, мужественно отсмотревший всю программу, "Киношок" — серьезное предостережение и повод задуматься, в какую степь двигаться кинематографу по просторам СНГ. О тех же, кто и так снимает в степях, например, казахстанских, Юрский высказался теплее, чем о тех, кто, обладая солидным бюджетом, производит коммерческое кино. — Режиссеры снимают фильмы про какое-то другое кино, которое где-то видели. Подражают Европе, Америке или сами придумывают какую-то несуществующую жизнь. Вообще на фестивале выяснилось, что деньги нам вредят. Бедные картины больше трогали душу. Очень в этом смысле удивило азиатское кино. Национальная программа восполнила большой информационный пробел, образовавшийся после развала СССР. И хотя бы чисто экзотический интерес картины о местных проблемах пастухов и шаманах несомненно представляли. Мифологическое кино в бывших наших республиках успешно заменяет социалку. Но есть и достойные исключения. Удача кинофестиваля — картина узбекского режиссера Юсупа Разыкова "Оратор". Ироничная драма про простодушного троеженца, попавшего в водоворот политических событий, получила Гран-при. Прибалты "порадовали" тем, что и у них, оказывается, не веселее, чем в России. Тяжелую, как сама жизнь в литовской провинции, картину "Двор" режиссера Валдаса Навасайтиса с участием стабильно успешного Донатаса Баниониса смотрели с пониманием и большим сочувствием к жителям старой развалюхи — алкоголикам, уставшим женщинам, суицидальным молодым людям и несчастным заброшенным малолеткам, за которыми наблюдал, казалось, не оператор, а какой-то огромный циклоп — прибалтийская медлительная манера съемки. Яркий, так называемый коммерческий, блок на фестивале представляли фильмы "Небо в алмазах" Василия Пичула (картина уже была продемонстрирована на 21-м ММКФ) и премьерный "Поклонник" Николая Лебедева — автора знаменитой страшилки "Змеиный источник". Картина Пичула, несмотря на грандиозность и дороговизну проекта (2 с лишним миллиона долларов), получила призы лишь "За лучшее визуальное решение облика киногероев и за лучшую работу художника-гримера" и специальное упоминание жюри кинопрессы "За алмазную твердость режиссерского стиля". Создатели явно рассчитывали на большее. Как минимум на приз за действительно красивую операторскую работу знаменитому Андрею Макарову. Фильм "Поклонник" фигурировал в номинации "Лучшая женская роль", которую вполне можно было назвать "лучшей детской". Приз получила юная исполнительница главной роли Марина Черепухина. Девочка расплакалась от радости. Режиссера, попавшего под надежное крыло продюсера Игоря Толстунова, критики дружно хвалили: после "Змеиного источника" у молодого режиссера явный прогресс. Жюри прокатчиков присудило "Поклоннику" приз "За зрелищность и счастливую прокатную судьбу". В ту же широкопрокатную категорию "для народа" скорее всего метила и картина "Три женщины и мужчина" белорусского режиссера Виталия Дудина. Автор сценария так до конца просмотра и не показавшейся смешной комедии — сам президент "Киношока" Виктор Мережко. Его первое появление в кадре публика встретила аплодисментами, многочисленные следующие — чуть ли не освистали. Нельзя же в самом деле так себя любить?! Многим после показа фильма захотелось эмигрировать в Белоруссию. Таких роскошных домашних интерьеров давно не видели даже в импортном кино. Глазу было приятно. Уху — нет. Бразильское "мыло" по сравнению с российско-белорусской мелодрамой выглядит просто шедевром. Там хоть какая-то, извините, логика в поступках есть. Обидно, что в проект попали достойные актрисы Евгения Глушенко и Нина Усатова. Возня под розовым стеганым одеялом двух почтенных дам и похотливого героя (молодой актер Александр Песков) — это как-то пошловато! Режиссер получил спецприз губернатора Кемеровской области "За сохранение творческого сотрудничества". От души публика смеялась на показе комедии режиссера Павле Чарквиани "Мой дорогой, любимый дедушка". Двух нагрешивших когда-то с местной проституткой дедушек — один живет в Грузии, другой в Израиле — шантажирует некий молодой человек. Впрочем, дело даже не в сюжете. Смешно — и все. Эдакая рязановщина с грузинским акцентом. Но призом была отмечена другая грузинская работа. Легендарный Кахи Кавсадзе получил награду в номинации "Лучшая мужская роль" (комедия режиссера Годердзи Чохели "Прикованные рыцари" о решившем прогуляться по Грузии Дон Кихоте). Безусловным лидером в конкурсе короткометражек стал 8-минутный фильм питерского режиссера Бориса Казакова "Колы". Черно-белая картина с ассоциативными рисованными эффектами взяла сразу три приза — прессы (бутылка пятизвездного коньяка и конверт с 555 руб. с надписью "Пятерка за "Колы"), гильдии кинокритиков (традиционный "Слон") и большого жюри (соответственно статуэтка и диплом). Короткометражка вгиковца Юрия Кузина "Левша" получила приз Фонда Ролана Быкова "За смелость творческого поиска" — награда исполнителю главной роли Никите Морякову, сыгравшему маленького Адольфа Гитлера, жестоко угнетаемого за отсутствие привычки писать правой рукой. Вообще ВГИК фестиваль не подвел. Наркотики, ритмы хип-хоп, суицид, ангелы с картонными крыльями и одинокие девы оказались не единственными темами, волнующими молодых кинематографистов. Режиссеры Артем Михалков и Илья Хржановский представили романтически изысканный фильм "Остановка", а Александр Шейн — работу "Утро не время для девочек", самим автором обозначенную как криминальная трагедия на дачную тему. В картине, уже разобранной на цитаты гостями фестиваля, снялся Владимир Зельдин. Мэтру поначалу читать сценарий целиком боялись. Но оказалось, что молодому душою актеру некоторая отвязность киноязыка отнюдь не чужда. "А что, мне понравилось", — сказал Зельдин и предложил Шейну запечатлеться у трапа самолета. "Киношок-99" отлетел в Лету. Анапа готовится встретить холода.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру