День 30 января культурные москвичи запомнят надолго. Такого подарка у столичной продвинутой публики еще не было: к нам приехали сразу два самых по-настоящему культовых персонажа нашего времени — Вонг Кар-вай и Эмир Кустурица! И если все фильмы “балканского принца” мы уже знаем наизусть, то “китайского Квентина Тарантино” (сам же Тарантино считает Кар-вая своим кумиром) открываем только сейчас. Хотя весь мир давно уже сходит по нему с ума. И арт-хаус-линия “Другое кино” сделала практически подвиг, привезя его в Россию на целых три дня! Причем не только для журналистов (интервью он дал всего трем изданиям, причем начал с “МК”), но в первую очередь для встреч со зрителями. Вчера он выходил к народу после вечерних сеансов “Любовного настроения” в “Роллане” и Киноцентре.
Он необычайно высок не только для китайца, но и для европейца. Он просто одет — черный свитер и синие джинсы — и просто общается: на вопросы отвечает легко и подробно. Ему 42 года, его носят на руках — в Каннах его “Любовное настроение” показали с монозвуком, потому что он не успевал с Dolby Surround. Он абсолютно равнодушен ко всем призам и наградам. На своих премьерах он заходит в зал в черных очках (он вообще их на публике никогда не снимает), садится в кресло и засыпает. Не потому, что ему все равно, как примет зал, просто он не любит премьерно-фестивальной суеты.
— Господин Кар-вай, как вы работаете с актерами: на съемочной площадке вы диктатор или, наоборот, “берете” их лаской? Как вы добиваетесь того, что вам надо?
— Дело в том, что “Любовное настроение” — это особый случай. Обычно я делаю фильмы по готовому сценарию. На этот раз у меня не было сценария, но я очень хотел сделать фильм с этими двумя актерами — Тони Люном и Мэгги Чун. История даже родилась от них — я пытался вытянуть из них те качества, которые, как мне казалось, им присущи. Из этого родился фильм. Сначала я думал, что будет очень легко, потому что им же придется играть самих себя, но потом я понял, что это очень трудно. Что очень часто люди сами себя не знают. Я был уверен, что они такие, а они не хотели быть такими, какие они есть на самом деле. Поэтому иногда приходилось баловать их, иногда врать им, а иногда и действовать, как диктатор.
— Баловать чем — подарками?
— Ну в основном я говорил им, что они самые лучшие, что никто лучше их не сыграл бы, что эта роль просто создана для них. И так я и добился успеха.
— Как вы снимали без сценария? Неужели вы могли прийти на съемочную площадку без листа, на котором не было хотя бы диалогов?
— Дело в том, что по профессии я вообще-то сценарист. И долгое время я писал сценарии, поэтому сейчас я просто ненавижу это делать. Но я, конечно, не прихожу неподготовленным. Я всегда знаю, чем начнется история и чем она закончится. Да и вообще-то любой сценарий в процессе съемок всегда очень сильно меняется по разным причинам. Поэтому мне так неприятно вспоминать то время, когда я писал сценарии для других. “Любовное настроение” я снимал так: днем писал ту сцену, которую снимал ночью. Обычно я люблю писать днем, поэтому так много ночных сцен в моем фильме. (Кар-вай заканчивает фразу смеясь. — Авт.)
— Не страшно ли вам было ехать в Россию, что вы знали о ней? И что вы собираетесь здесь делать? Говорят, что вы очень хотите посетить музыкальный магазин...
— Мои брат и сестра живут в Шанхае. И многие-многие годы у нас не было возможности встретиться, мы только переписывались. Они в Китае очень много читают русской литературы, и мне хотелось в этой переписке им соответствовать и почувствовать, чем они живут. Поэтому я прочитал очень много русских романов и посмотрел все русские фильмы, какие только можно было найти. И у меня сложился образ России — это очень романтическая страна, и поэтому мне так хотелось сюда приехать. И, в общем, я не разочарован. А в музыкальный магазин я хотел пойти потому, что в Гонконге невозможно купить русскую музыку — там продается только американская. Я очень хочу купить себе много пластинок с русской музыкой.
— Вы выберете какого-то конкретного исполнителя?
— Нет, я никого не знаю, но приму любые рекомендации. Мне очень интересна русская музыка.
Кар-вай обожает хорошую музыку, у него тонкий вкус, и даже фильм “Любовное настроение” родился от музыки: его друг — японский композитор — прислал ему свою мелодию, и он очень захотел сделать под нее картину.