Тише едешь — дальше будешь. Пока западные фермеры били рекорды по выведению высокоудойных пород скота, Россия (за отсутствием своего молока) ела “Раму” и прочие импортные маргарины. Не подозревая, что наши неказистые буренки-то и спасут мир от коровьего бешенства.
Удручающее состояние отечественного животноводства — вовсе и не беда, а счастье для России. Запад захлестнула паника: коровье бешенство, ящур...
Последние печальные открытия были сделаны и в преуспевающей Германии. Там обнаружены пять больных буренок и еще две — с подозрением на этот тяжкий недуг. Канцлер правительства тут же отправил в отставку сразу двух министров: сельского хозяйства и здравоохранения. Вот бы наших министров так “валили” за их просчеты!..
Но немцы умеют извлекать уроки из своих ошибок. А они — в следующем: чем более высокопродуктивна корова, тем в большей степени она подвержена болячкам: лейкозу (белокровию), туберкулезу, бруцеллезу, ну и теперь уже — губчатой энцефалопатии.
Нужны ли Германии такие высокоудойные коровы, с которыми приходится носиться как с писаной торбой? Не только не нужны, а даже вредны. Сегодня средний надой немецких коров составляет около 5000 кг молока в год. И его, молока, девать уже некуда...
Идеальные коровы для фатерланда — которые бы давали поменьше молока (2—3 тыс. кг в год), но были бы не подвержены болезням. Где найти такой скот, если в цивилизованном мире меньше 5000 кг молока нормальная буренка не дает? Российский пример — другим наука. Продуктивность — как раз то, что надо для Германии. А уж про какую-то избалованность русских буренок говорить не приходится. Спартанки! Едят что попало, а то и вообще ничего не едят. По пузо в навозе, а перед весной, чтоб не падали от истощения, их цепями приковывают к стойлам... Одно горе: у российского скота в силу условий содержания и скотского к нему отношения весь “букет” болячек — и лейкоз, и бруцеллез, и туберкулез. От губчатой энцефалопатии Бог, как говорится, миловал.
И все-таки именно Россия должна стать оплотом современного животноводства — спасти человечество от коровьего бешенства! Лет пять назад “МК” опубликовал материал “Спермократы”. Об удивительном совхозе “Снегири” в Истринском районе Московской области, о беспокойном директоре хозяйства Владимире Бабунове. И о поистине уникальной породе зебувидных коров, которых в порядке научного эксперимента вывели ученые АН СССР еще в 50-х годах.
Уникальность зебувидного скота в том, что он практически не подвержен никаким болезням. Во всяком случае ферма в “Снегирях” на 300 коров — единственная в Подмосковье, к которой у ветслужбы нет никаких претензий.
История их существования в хозяйстве — это история выживания, которую коровы (гибрид на генной основе иракских горбатых быков зебу с русскими буренками) с честью выдерживают. Официально “Снегири” принадлежат РАН — и “большой” академии они совсем не нужны. Вопрос гибридизации ученые изучили досконально, а на содержание фермы у академии денег нет. Совхоз этот хочет взять под свое крыло Сельскохозяйственная академия наук. Но не может: на “Снегирях” — огромные долги за электричество, газ, тепло и прочее. Они, что называется, висят в воздухе.
Если раньше скудную кормовую базу для коров удавалось обеспечивать за счет разработки песчаного карьера на территории хозяйства, то теперь этот карьер закрыт по приказу главы Истринского района Анны Щерба. И бедные коровы теперь вообще на голодном пайке.
Но передовая советская наука создала настоящий шедевр, уникум.
“Немецкие товарищи”, узнав о бедственном положении коров, были немало (и приятно) удивлены, что они еще живы. Более того, находятся в добром здравии. Немецкие ветеринары, которые внимательнейшим образом изучили анализы наших зебукоров, пришли к выводу, что они здоровы как быки...
По информации “МК” (она пока держится в секрете), немцы ведут переговоры о закупке в “Снегирях” 1000 доз бычьей спермы, чтобы начать эксперимент по гибридизации в своей стране. Их интересует гибрид с 1/8 и 1/16 “составляющей” зебу. О закупке зебувидных быков в хозяйстве (всего их 14 голов) речь пока не идет.
Сейчас Берлин (из-за коровьего бешенства там запретили есть традиционные немецкие колбаски и бутерброды, где содержится хоть немного говядины) изыскивает средства на организацию в “Снегирях” экспериментального производства. Чтоб в течение трех лет под непосредственным контролем германских специалистов там выращивались зебувидные коровы для Германии. И если дело пойдет, то зебувидный скот, стойкий к заболеваниям, может вообще вытеснить обычных молочных коров в Европе.
Однако “дорогим россиянам” от этого ни холодно ни жарко. Москва и Северная Корея по заниженным ценам готовы купить в Германии 100 тысяч тонн мяса. Поголовье скота немцы ликвидируют в связи со случаями губчатой энцефалопатии...
Конечно, немецкая сторона дает гарантии, что это абсолютно нормальное мясо, которое пройдет все ступени ветеринарного контроля. Но в биологии, считают наши специалисты, гарантий дать никто не может. Единственное, что можно ждать от Германии, — немецкой пунктуальности и педантичности в этом вопросе. Однако это — слабое утешение.
Как утверждают некоторые российские ветеринары, коровье бешенство выявить достаточно сложно: оно не имеет точной диагностики, как другие заболевания животных.
Не исключено, что мы дадим миру чудо-коров, а сами будем есть говядину “не первой свежести”...
Умом Россию не понять. А немцам надо просто верить.