Наши танки дойдут до Тегерана

Реакция западных стран была прогнозируема: заявление о возобновлении военно-технического сотрудничества России с Ираном, прозвучавшее из Москвы в минувшее воскресенье, тут же подверглось жесткой обструкции. Естественно, прежде всего со стороны Соединенных Штатов, которые с маниакальным упорством начинают поминать об угрозе своей национальной безопасности всякий раз, когда сценарий взаимоотношений других стран складывается без участия американцев. Еще несколько лет назад окрик из-за океана мог кардинально изменить российские планы — сегодня Кремль лишь делает вид, что к ним прислушивается. А что щелкать каблуками, когда торговля оружием с Ираном сулит России $5—7 миллионов ежегодной прибыли?..

Вот кому нужно всерьез беспокоиться по поводу возвращения России в Кавказско-Азиатский регион, так это Турции, которая в последние годы могла безраздельно диктовать здесь свои правила игры. На сегодняшний день именно Турция, являющаяся главным стратегическим партнером Запада в этом регионе, старается не допустить усиления роли какого-либо государства в своей зоне ответственности. Напомним, что турецкий корпус был вторым по численности в составе международных сил во время операции “Буря в пустыне”...

После отказа России от военно-технического сотрудничества с Ираном в 1995 году, когда был подписан меморандум “Гор—Черномырдин”, мы едва не потеряли не только выгодного стратегического партнера, но и стратегический рынок вооружений. По мнению экспертов, в частности председателя Комитета Госдумы по обороне Андрея Николаева, военно-техническое сотрудничество с Ираном может в перспективе приносить 5—7 миллионов долларов ежегодно. Иран в течение ближайших лет намерен истратить на закупки вооружений 10 миллиардов долларов. Даже если учесть, что первоначально прибыль от торговли оружием будет составлять около 300 тысяч долларов, то и в этом случае Иран войдет в тройку главных импортеров российского вооружения после Китая и Индии.

На какое оружие претендует сегодня Иран и что Россия может ему предложить? Иранская армия на сегодняшний день изрядно поизносилась в техническом отношении, и ей требуется замена практически всех видов вооружений. Старая техника — еще советского производства, — хотя и оказалась надежной, но уже морально устарела. Иранцы рассчитывают получить зенитные комплексы С-300 и “Тор”, модернизированные версии самолетов “Су-27” и “МиГ-29” — потребность в обновлении авиапарка боевых машин составляет порядка 800 самолетов. Примерно на такое же количество танков планируется увеличить танковые войска Ирана — они готовы закупать и новейшую модификацию “Т-90”, и серийный российский танк “Т-72”. Нуждается армия Ирана и в новой радарной технике, системах дальнего обнаружения воздушных целей. Помимо этого есть спрос и на обычное вооружение — стрелковое оружие, гранатометы, противотанковые установки.

Практически весь перечень имеется в российских арсеналах, а при наличии денег “оборонка” способна быстро выполнить самый сложный заказ. Как показал опыт с кипрским контрактом, когда у нас были приобретены С-300 “Фаворит”, Россия четко выполнила все договорные условия. Были бы деньги, а оружие клепать мы умеем...

Впрочем, помимо материальной стороны в военно-техническом сотрудничестве с Ираном есть и другие плюсы. Россия укрепит свои позиции в этом регионе и получит возможность влиять на политику многих исламских государств. Мы, естественно, не собираемся “дружить с Ираном против Америки”, но наличие такого партнера в регионе позволит Москве в какой-то степени избавиться от западного влияния и более уверенно вести себя на игровом поле мировой политики. Не входит в российские планы и сотрудничество с Ираном в ракетно-ядерной сфере, чего так опасаются на Западе. Так что до введения санкций, которыми пугает США, дело скорее всего не дойдет: европейское сообщество и так не в особом восторге от американской политики в отношении Ирана.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру