Побег на пятёрку

Все гениальное просто. В пятницу, следуя именно этой банальной истине, практически в центре Москвы совершили побег из-под стражи пятеро преступников, осужденных за различные злодеяния на сроки от 4 до 7 лет лишения свободы строгого режима. Игорь Джанашия, Сергей Гусев, Антон Дыбовский, Мамаджан Камолов и Артак Галаян не рыли подкопа в камере, не захватывали в заложники конвоиров, не карабкались по веревке... Они просто вылезли из автозака во время технической остановки в каких-то пятистах метрах от тюрьмы и... разбрелись кто куда. Заключенные просто в очередной раз подтвердили справедливость афоризма классика: если охранник может забыть, что он кого-то стережет, то узник всегда помнит, что его охраняют. А посему у него больше шансов на удачу.

Последний массовый побег произошел в Первопрестольной в ноябре 1998 года. Тогда из СИЗО №5, что на Выборгской улице, среди ночи через окно удрали шестеро бандитов. Почти всех позднее поймали, осудили, а в следственных изоляторах столицы (их как раз передали в ведение Минюста) ужесточили режим. Но, как выяснилось, убежать реально не только из тюрьмы — гораздо проще смыться по дороге в зону.

Пятерых “счастливчиков”, фотографии которых сейчас розданы милиционерам на всех вокзалах и в аэропортах, осудили в феврале-марте. Четверо сели за хранение и сбыт наркотиков, один — за кражу. У каждого своя история. Например, Артак Галаян из армянского города Алаверди известен как достаточно опытный наркодилер, имевший собственную разветвленную сеть реализации героина. В ноябре 2000 года его взял ЦРУБОП. Справедливости ради следует сказать, что Артак, как и большинство беглецов, получил минимальный срок, предусмотренный УК РФ (по 228-й, часть 4, можно “загреметь” и на 15 лет). Больше минимума (4 года вместо двух) получил разве что Мамаджан Камолов из Куляба — закоренелый вор, на котором висит несколько квартирных краж.

А вот Сергея Гусева, как считают родные, посадили вообще ни за что. Биография у беглеца стандартно скверная: окончил 8 классов, бездельничал, устроился грузчиком на рынок в Мытищах, жил с одной подругой, та родила парню дочку, потом ушла к другому, но позволяла видеться с девочкой. Конечно, выпивал, но о наркотиках в доме никто и слыхом не слыхивал. В разговоре с корреспондентом “МК” заплаканная мама злоумышленника рассказала, что ее отпрыска сбил с пути истинного приятель — дескать, пришел в гости, попросил достать героин и даже дал деньги на приобретение наркотика. Купюры оказались мечеными, и Гусева задержали на Широкой улице, сразу же, как только он вышел из дома. “Друг его подставил, — сквозь слезы говорит мама преступника. — Сам Сережа тихий, спокойный, никогда в драки не лез....” В Бутырке Гусев отпраздновал свое 30-летие.

Через несколько дней после вынесения приговора всю гоп-компанию должны были перевезти из СИЗО №2 (Бутырская тюрьма) в СИЗО №3 (Краснопресненская пересылка), а дальше — по этапу, кого куда. Всего в “УАЗ”-автозак набилось 30 заключенных, что в пределах нормы. Помимо шофера в пути их сопровождали старший конвоир и конвоир. Но на Пресню приехали не все.

Уже установлено, что грубые нарушения при перевозке узников были допущены с самого начала. Один охранник должен находиться в кузове вместе с заключенными, однако оба вертухая сели в кабину. В пути — никаких остановок: машина выходит на маршрут с полным бензобаком, тем более что путь предстоял недалекий. Правда, в Управлении исполнения наказаний Минюста РФ по Москве опровергли растиражированную версию, что зэки сбежали, пока автозак заправлялся на АЗС. Автомобиль сделал остановку рядом с бензоколонкой на 1-й Магистральной улице. Кстати, на АЗС также не подтвердили, что обслуживали спецмашину. Зачем конвою понадобилось останавливаться в нескольких сотнях метров от ворот СИЗО, можно только догадываться. Пятеро преступников не преминули этим воспользоваться. Они отжали прутья решетки, вылезли из кузова и разбрелись кто куда. Зэки были без наручников, одеты вполне цивильно, так что затеряться среди прохожих, тем более в пятницу, им не составило труда. Почему не побежали остальные? Возможно, не верили в успех безнадежного дела, а также держали в уме статью 313 УК РФ — за групповой побег могут “впаять” лишних 8 лет тюрьмы.

В милиции полагают, что иногородние злодеи (Джанашия, Камолов и Галаян) попытаются сразу исчезнуть из Златоглавой, а вот москвичам сподручнее скрываться в родном городе. Какова доля вины в случившемся конвоиров? Маловероятно, что это простая халатность (кстати, исчезновение пятерки заметили лишь при перекличке в СИЗО №3 — после остановки кузов даже не проверили). С другой стороны, на подкуп охранников нужно много денег, а главное — точные сведения, что именно эти люди будут стеречь заключенных по пути из одной тюрьмы в другую. При самом громком побеге современности — чудесном исчезновении Солоника из застенков “Матросской Тишины” — “киллеру номер один” действительно помогал работник СИЗО. Правда, его внедрили туда специально. Сейчас эта версия почти полностью исключается, но охранников-ротозеев в любом случае не погладят по головке. В ближайшие дни будет решен вопрос о возбуждении против них уголовного дела.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру