Книжное издательство “Вагриус” выпустило книгу, которую уже назвали гвоздем театрального сезона. Это “Москва закулисная-2”, ставшая продолжением бестселлера прошлого года — “Москва закулисная”.
Детектив, любовный роман, анекдот, мистика, авантюра — и все это под одной яркой обложкой, на которой — сплошные знаменитости. Правда, похожая на вымысел, и вымысел, напоминающий правду. Все, как в хорошем театре: смех сменяет слезы, радость — испуг, привычное — откровение...
“Вторую серию” закулисной Москвы открывает последнее интервью Олега Ефремова, хроника его последнего дня жизни. Автор как будто с хронометром в руках отследила последний миг мэтра. И тут же предлагает жестокий, как в жизни, монтаж театральных оговорок, из которых уже можно составлять словарь. Например, такая, которую вспоминают в Театре имени Моссовета. Спектакль “Красавец мужчина”. Актриса Этель Марголина, обращаясь к тетушке, вместо “Ах, тетя, я полюбила его с первого взгляда” выпалила:
— Ах, тетя, я полюбила его с первого раза!
Получилась интимная вольность, но дальше в этом вопросе пошла прима театра Вера Марецкая. В спектакле “Рассвет над Москвой” она играла вместе с Николаем Мордвиновым. У них вышла размолвка, и она решила первой пойти на примирение. Заходила к нему обычно с такими словами: “Мужик скучает, дай, думаю, зайду первая”. Что случилось с Верой Петровной, не знает никто, но она на одном из спектаклей оговорилась:
— Мужик скучает, дай, думаю, дам первая...
Театр лошадей, эротический театр. Что и как пьют на сцене. Какие анекдоты рассказывают. Почему умирает профессия суфлера — все это с невероятными подробностями описано в “Москве закулисной-2”.
Наш человек за кулисами рассказывает читателю то, что он никогда не увидит из зрительного зала — например, как европейская знаменитость, режиссер Туминас, собирается отрезать получше голову актрисе Яковлевой. Вернее, не ей, а ее героине — Марии Стюарт.
Ну и какой же театр без актера, которого так любит зритель! Михаил Козаков, Марина Неелова, Людмила Касаткина, Кирилл Лавров, Михаил Светин, Александр Домогаров и другие кумиры не боятся душевных обнажений, откровений... Их жизнь не так безоблачна и красива, какой смотрится на экране или сцене. Но зато правдива и этим удивительна. Если на обложке первой книги “Москва закулисная” обозначены главные ее составляющие — тайна, мистика, интриги, — то в “Москве закулисной-2” определяющим словом является любовь. Любовь на сцене и в жизни, а главное — любовь, с которой автор ведет своих читателей за кулисы.