Сок чистой воды

Для нас, рядовых потребителей, любой напиток в картонной коробке, разукрашенной фруктами, — сок. Мы так и говорим продавцу: “Пакет сока, пожалуйста”. На самом деле, как говаривал Козьма Прутков: “Если на клетке со слоном написано “Буйвол” — не верь глазам своим”. Не все содержимое ярких пакетов является соком в прямом смысле этого слова...

В течение нескольких последних лет в России появились настоящие “монстры” сока. Однако, как это обычно бывает в нашей стране, телега уехала впереди лошади. Производители появились и окрепли, но ГОСТы остались на уровне “доисторического” времени. Система стандартов напоминала гребенку с такими огромными интервалами между зубцами, через которые без труда можно было протащить под видом сока что угодно. И, надо сказать, производители особенно не стеснялись и практически весь ассортимент своей продукции называли “100-процентным соком”.

Наконец, не без участия Международной конфедерации обществ потребителей, лжесокам установили барьер. Ведущие участники рынка соковой продукции подписали джентльменское соглашение, согласно которому с 1 января 2001 года должны исключительно правильно именовать и маркировать свою продукцию, а также неукоснительно соблюдать требования госстандартов.

Поскольку мы стремимся быть грамотными потребителями, то “соковый” ликбез нам не помешает.

Итак, соком именуется продукт, полученный из фруктов или овощей методом прямого отжима или из концентрата. При изготовлении сока в него могут быть добавлены натуральные ароматические вещества, полученные из фруктов того же наименования, либо сухая лимонная кислота, либо сахар. И никакой воды! В любом случае технология приготовления сока должна быть отражена на этикетке.

Далее (по степени разбавления водой) следуют нектары. Они представляют собой смесь из фруктового сока или (в тех случаях, когда выжать непосредственно сок из фрукта невозможно, например из банана) фруктового пюре с водой, сахаром или медом. При этом доля именно сока должна составлять в продукте не менее 25%. В зависимости от “исходного сырья” эта цифра варьируется. Так, в нектарах из соков маракуйи, всех видов смородины, бананов, гуавы, сливы и т.д. доля сока должна быть равна 25%. В нектарах из терна, рябины, клюквы — 30%. В аналогичных напитках из шиповника, вишни, черники, малины, абрикосов, клубники — 40%. В персиковом нектаре — 45%. И наконец, в нектарах из яблок, айвы, груш, ананасов — доля сока должна составлять половину продукта.

Существуют и совсем “водянистые” напитки. Они именуются сокосодержащими фруктовыми напитками. В этом продукте доля сока должна составлять не менее 10%. Подобная “марка” допускает всякие вольности, вроде добавления искусственных ароматизаторов, красителей, сахарозаменителей, подсластителей, стабилизаторов и т.д. Сокосодержащие фруктовые напитки допускается и газировать.

Таким образом, покупателю остается лишь внимательно рассмотреть все закорючки на этикетке и четко понять, какой именно товар он приобретает.

И имейте в виду, что нектар ничуть не хуже сока! Просто это — другой продукт. И кому-то, например людям, страдающим аллергией или диабетом, вообще противопоказан 100-процентный сок из некоторых фруктов и овощей.

Пока не все производители отечественных соков (да и “гости” из ближнего зарубежья) подписали вышеупомянутое соглашение. По этическим причинам мы не можем опубликовать список добросовестных продавцов. Тем не менее — маленькая подсказка: в их числе оказались все ведущие столичные производители.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру