Братская мобила

Кого сейчас удивишь мобильником? Трубка перестала быть штучным товаром и приобрела статус ширпотреба: нынче ее имеет каждый третий москвич. Но не спешите кричать: “Ура массовой телефонизации (или мобилизации)!” Ибо большинство сотовых телефонов, которыми пользуются столичные жители, — левые.Когда все вокруг одевают, мы “обуваем”За последние полтора года рынок мобильных телефонов стал одним из самых прибыльных. Ну а туда, где большие деньги, как мухи на мед слетаются жулики. Самые уникальные разработки в области мобильного кидалова на счету дельцов с Митинского рынка. Услуги, которые они предоставляют населению, очень разнообразны. Можно и поменять номер на своем телефоне, и списать должок за разговоры, и сделать так, чтобы счет за эти самые разговоры пришел вашему злейшему врагу...

А еще всем и каждому известно, что в Митине продаются самые дешевые телефоны. Когда я приехала на рынок, меня начали окучивать прямо у входа. Молодой человек сразу же предложил “мобилу по дешевке”: контракт можно было оформить здесь же, на улице. Деньги за услугу парень попросил смешные (если в офисе оператора связи аппарат с подключением стоит 150 долларов, то тут могли “уступить за восемьдесят”). Более того, заплатив сорок баксов, я могла поиметь на счету все пятьдесят: “Это подарок фирмы”. В другой ситуации от таких подарков я бы не отказалась. Однако на рынок я ехала уже обученная специалистами из Управления “Р” ГУВД Москвы.

Так вот. Если через пару дней после такой покупки вы обнаружите, что ваш телефон не фурычит, удивляться не стоит. Просто мальчики вас нагрели — деньги взяли, а номер заблокировали. Единственное, что можно сделать в этой ситуации, — найти продавца и начистить ему морду. Ибо деньги вам все равно не вернут.

Но сейчас аферисты ловят лохов на улице все реже — у них появились другие способы заработать. Например, в павильончиках на территории рынка телефон вам обойдется чуть дороже, чем у молодых мальчиков, но значительно дешевле, чем в офисах операторов сотовой связи. Разжиться дармовым телефоном можно еще и на Царицынском и Рижском радиорынках, новой “Горбушке”. И если ваш девиз — “Кто не рискует, тот не пьет”, дерзайте: возможно, телефон с рынка прослужит вам несколько лет. Но не исключено повторение вышеописанной ситуации: трубки, которые здесь продают, по большей части уже были в употреблении.Салонный этикетРедкий москвич не бывал в наши дни в т.н. салонах связи. В последнее время они есть на каждом углу — в столице их зарегистрировано больше двух тысяч. Внешне в салонах все выглядит цивильно: покупателям дают полный пакет документов на услуги связи и даже гарантийный талон. Однако мало кто знает, что в этих симпатичных на первый взгляд заведениях риск нарваться на левый телефон... почти так же высок, как и на рынке. Но если на рынке вам скорее всего всучат бэушную трубку, то здесь — контрабандную, или, если говорить на милицейском жаргоне, “серую”.

“Серые” телефоны попадают к нам по хорошо отлаженной схеме. Рынок четко поделен между перекупщиками. У каждого из них свои клиенты в салонах и на рынках, свои люди, обеспечивающие контрабандные партии накладными и сертификатами. И основные поставщики трубок — зарубежные операторы связи. Время от времени у забугорных фирмачей образуются излишки моделей телефонов. Ну не хочет привередливый западный народ покупать вышедшие из моды трубки. Поэтому тамошние коммерсанты предпочитают сбросить их за сущие копейки (по цене ниже себестоимости) русским дельцам. Когда “серые” телефоны “приезжают” в Россию, они оформляются, к примеру, на фирму “Пупкин и сыновья”. Та продает товар фирме “Иванов и компания”, та — еще кому-нибудь. Дельцы запутывают следы не от скуки. Чем длиннее цепочка, тем труднее операм докопаться до истины. Кстати, еще одна хитрость фирмачей: они возят “серые” телефоны небольшими партиями, по 60—70 штук. Часто к делу подключают “челноков”, которые засовывают трубки в сумки со шмотками или коробки из-под телевизора. После прибытия телефонов в Россию наши спецы их перепрограммируют — подгоняют под наши стандарты связи, ставят русский шрифт, и телефоны поступают в розничную торговлю.

По словам начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом радиоэлектронных и технических средств Управления “Р” ГУВД Москвы Валерия Бердюгина, из каждых 10 проверяемых милиционерами трубок 7—8 — контрабандные. “Серые” телефоны продаются практически во всех салонах связи.

Чаще всего дельцы химичат с новыми моделями. Как ни странно, у нас новинки появляются почти сразу же, как выйдут на Западе, хотя должно пройти минимум два месяца — столько занимает процедура сертификации Госкомсвязи.

— Контролировать предпринимателей очень трудно, — говорит Бердюгин. — За торговлю “серыми” аппаратами предусмотрена только административная ответственность: штраф от 15 до 70 “минималок”. В редких случаях нарушителей можно привлечь по статье “Незаконное предпринимательство”. Но, как правило, они отделываются условным наказанием.Банда “Серая трубка”Но не все так тихо и спокойно в контрабандном бизнесе. Помимо милиции “честных контрабандистов” беспокоят грабители.

В Москве действует несколько преступных группировок, занимающихся кражами мобильников. И воруют они не где-нибудь, а, можно сказать, у своих же коллег по бизнесу — в салонах связи. Налеты на салоны происходят в лучших традициях чикагских гангстеров. Бандиты с “пушками” врываются в офис, сгребают с витрины телефоны и делают ноги. Работа у “гангстерито” нелегкая: на витринах обычно выставлено не больше 20—30 моделей, поэтому улов при каждом нападении невелик. Чтобы компенсировать “трудовые затраты”, налетчики обычно снимают кассу. Хозяева салонов в милицию обращаются очень редко: у самих рыльце в пушку. А телефонные воры сбывают свою продукцию на рынках и через Интернет.

Нескольких преступников столичные сыщики поймали с поличным, и сейчас они уже парятся на нарах. Но это бандитов не отпугивает. В последнее время они обчищают салоны связи с завидной регулярностью. Как считают сыщики МУРа, объяснение этому может быть только одно. Раньше с мобилами все обстояло очень серьезно: на каждый телефон требовалось разрешение спецслужб, а владельца трубки чуть ли не просвечивали рентгеном. Но пару лет назад удила ослабили: право пользоваться сотовой связью получил каждый. Оперативники уверены: торговля крадеными мобильниками расцвела именно из-за отмены разрешений. Тогда же в Москву стали поступать и огромные партии контрабандных трубок.

Так чем же плохи “серые” телефоны? Да ничем, в общем-то. Ну разве что совершенно неожиданно может пропасть звук, сесть аккумулятор или прерваться связь. Беда в том, что “серые” мобилы сделаны под стандарты зарубежных операторов. И не рассчитаны на то, что их будут русифицировать. И когда наши Кулибины с ними колдуют, порой происходят сбои в программе.

Впрочем, “сотовые мафиози” заинтересованы в том, чтобы телефоны служили исправно. Они набирают “в штат” настоящих профессионалов. Но от проколов никто не застрахован.

— Каждый день с жалобами на плохо работающие аппараты к нам обращаются несколько человек, — говорит руководитель информационно-аналитической службы Общества защиты потребителей Светлана Кульницкая. — Что мы можем посоветовать? Если у покупателя есть чек, фирма обязана вернуть ему деньги. Не захочет возвращать по-хорошему — идите в суд. В феврале у нас был случай, когда клиент выиграл иск у ООО “Мега-Ф”, которое отказалось вернуть ему деньги.Без телефона не разберешьсяРаспознать “серый” телефон несложно. У контрабандного аппарата куча признаков, выдающих его с головой. Расскажу об основных.

1. Самый явный признак — приклеенный логотип зарубежного оператора. Но это бывает редко: как правило, “сотовые” деляги его соскребают.

2. Телефон не имеет инструкции на русском языке. Как ни странно, инструкции иногда встречаются даже у контрабандных мобильников. Ну а если ее нет — трубка точно левая.

3. Под крышкой телефона (точнее, под аккумулятором) только иностранные надписи. Рядом с забугорными “приветами” должны стоять значки “Ростеста” и ССЭ (сертификата соответствия электросвязи). По закону в нашей стране должна сертифицироваться не только модель телефона, но и каждый (!) аппарат.

4. У любого телефона есть индивидуальный номер из пятнадцати цифр. Он штампуется под крышкой (за исключением телефонов маленьких размеров), записывается в память и дублируется на коробке. Кроме того, номер должен быть и в накладной (смело требуйте ее у продавца). Если цифры на коробке, под крышкой и в накладной не совпали — телефон “серый”.

Имейте в виду: телефоны со 100-процентной гарантией качества можно купить только в офисах операторов связи, куда аппараты поступают напрямую от производителя. Однако за качество придется заплатить: мобильники в офисах стоят прилично. Сэкономив же приличную сумму на рынке, вы почти со стопроцентной вероятностью купите подделку. Так ли она плоха, будет видно через несколько дней.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру