Шаурма, шаурма, от тебя мы без ума

Мировая политика безжалостно бьет по нашим желудкам. Столовые и пельменные давно победил проглобалистский “Макдоналдс”, у каждой станции метро москвичей подстерегают космополитические хот-доги. Но самую головокружительную карьеру на московском рынке быстрого питания сделала незваная гостья с Востока — шаурма. Так Турция наконец взяла реванш за многочисленные поражения в многочисленных русско-турецких войнах. И последствия этой победы могут сказаться на нашем здоровье самым непредсказуемым образом.

Впрочем, винить здесь некого. Москвичи ежедневно делают свой выбор, покупая не какой-нибудь “французский хот-дог” или “исконно русские” блины с печеной картошкой, а эту самую шаурму. Хотя все блюда стоят примерно одинаково. И торговцы шаурмой, видя такое рвение потребителей, размножаются с усердием тараканов.

Корреспонденты “МК” подсчитали: 75 процентов всех ларьков на Арбате и Новом Арбате отведены под рубленое мясо с овощами, завернутое в лаваш или уложенное в питу, — то, что принято у нас называть шаурмой. Почему принято?

— Вообще-то “шаурма” арабское слово, — говорит Хусейн, повар элитного ресторана турецкой кухни, — у нас в Турции такое блюдо называют “дюнер”. Мясо для него режут за день до готовки и маринуют особым образом — лук, вода, соль, перец, молоко и немного оливкового масла. Овощи в готовое блюдо не добавляют, а используют лишь для украшения. И в хлеб “шаурму” не заворачивают, но на один кусок кладут, а другим прикрывают.

Однако все это сущие мелочи по сравнению с основным отличием “московской шаурмы” от стандартов восточной кухни. У нас шаурму делают не из баранины, а из курицы или свинины. Последнее вообще является святотатством с точки зрения правоверных мусульман.

Но, конечно, москвичам в большинстве своем дела нет до запретов Корана. Их вполне устраивает смесь из любого мяса, овощей и кетчупа. В таком сочетании продуктов, по мнению ученых, нет ничего опасного.

— Мы же едим гуляш с хлебом, — говорит заместитель директора Института питания РАМН Александр Батурин, — а то, что мясо жарится на гриле, это вообще хорошо. Излишний, вредный для пищеварения жир из него стекает. Другое дело — все остальное...

Но это “все остальное” — и есть самое главное. Как считают ученые, самое опасное уличное кушанье — именно шаурма и чебуреки. Другие блюда, которыми москвичи могут перекусить на скорую руку, для здоровья большой угрозы не представляют. Например, нельзя отравиться пирожками (если они, конечно, не десятидневной давности). Без опаски можно потреблять хот-доги и гамбургеры: за исходной продукцией и санитарным состоянием ведется жесткий контроль. А вот палатки с шаурмой санитарные врачи, как мы выяснили, почти не проверяют. А если и проверяют, то документы, но не качество самих продуктов. Эти палатки не проходят сертификацию. Поскольку никаких официальных норм по приготовлению шаурмы российскими правилами и стандартами до сих пор не предусмотрено. Шаурму, как правило, продают приезжие, которые не проходят клиническое обследование, а просто покупают санитарные книжки. Часто торговцы имеют целые букеты заболеваний. Кроме того, на их “рабочих местах” нет признаков цивилизации типа туалета и воды. Поэтому продавец легко может поделиться с покупателями кишечной палочкой или стафилококком.

— После поедания такого деликатеса возможны головная боль, рвота, жидкий стул, — говорит старший научный сотрудник НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф.Гамалеи Нина Шустрова. — На столе целый день стоит майонез, кетчуп, нарезана капуста, морковь, огурцы. В овощах могут жить сальмонеллы, а кетчуп и майонез — прекрасная питательная среда для микробов. И если в начале торговли кушанье более-менее соответствует санитарным нормам, то к концу рабочего дня в нем кишмя кишат микробы. Тут уж все зависит от стойкости желудка конкретного потребителя.

— Часто торговцы от нужды используют мясо не лучшего качества, — делает профессиональную “раскладку” шеф-повар турецкого ресторана Дмитрий. — Вот смотрите: 100 граммов мяса стоят примерно 10 рублей, 100 граммов овощей — 4,4 рубля. Плюсуем сюда налоговые деньги, деньги за аренду ларька. И получается, что себестоимость одной шаурмы — 16—20 рублей. Чтобы предприятие быстрого питания окупилось, цены нужно поднять в два раза. Так что 30—35 рублей за одну шаурму — это честные деньги. Если ларек стоит на оживленном месте, у торговцев проблем с доходами нет. А где “проходимость” похуже — там приходится экономить на мясе.

И в первую очередь от экономии на мясе и мыле страдают, оказывается... новые русские. Как считают врачи, из-за постоянных стрессов у них очень ослабленные организмы. Здоровый человек может перебороть нашествие бактерий за один-два дня, а новый русский будет валяться неделю. Так что лучший способ вывести из строя своего конкурента — предложить ему московской шаурмы. Или шавермы, как зовут ее в Питере. Тамошний хрен, кстати, нашей редьки не слаще.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру