Культ урны

Три дня назад я увидела на двери своего подъезда листовку. На ней большими буквами красовалось: “КАЖДЫЙ МОСКВИЧ МОЖЕТ”. Я подумала, что это реклама клиники для импотентов. Но пригляделась — нет. Это реклама выборов в городскую Думу. Далее маленькими буквами было приписано: “...выдвинуть своего кандидата на выборах в Мосгордуму до 15 ноября”. Листовку повесили 13-го. В общем, я не смогла. Впрочем, не особо-то и хотелось...

Час “Х” незаметно пробил в Москве вчера. Кто не успел — опоздал: прием заявлений от граждан России старше 21 года, желающих стать городскими депутатами, закончился. Как и ожидалось, основной поток заявок свалился на избирательные комиссии на этой неделе. А теперь начнется “КВН” — так уже окрестили в Мосгордуме предстоящую предвыборную кампанию. До 16 декабря в столице пройдет шоу веселых и находчивых кандидатов.

Четверка с минусом

Представьте ситуацию. На экзамены в престижный вуз, где конкурс десять человек на место, не явились члены приемной комиссии. Нонсенс? Увы, примерно такая же ситуация может сложиться и с выборами в Мосгордуму. Мэрия едва ли не в панике: похоже, основные усилия кандидатам придется направлять на... заманивание избирателей к урнам. Как сообщили корреспонденту “МК” источники в мэрии, каждой префектуре месяц назад дали ЦУ “обеспечить явку”. Но не сказали — как.

Такой гражданской пассивности москвичи еще никогда не демонстрировали. Сейчас, по данным одного из соцопросов, который сейчас в кулуарах обсуждают депутаты, желание прийти 16 декабря к урнам изъявили всего... 16 процентов (!) москвичей (выборы могут считаться состоявшимися лишь при 25-процентной явке). И это — несмотря на небывалый интерес к выборам-2001 со стороны политических партий и известных в стране персоналий.

В чем же дело? Похоже, жирную свинью сами себе подложили четыре партии (“Единство”, СПС, “Отечество” и “Яблоко”), которые выдвинули своих кандидатов по всем 35 московским избирательным округам. 5 ноября они сделали сенсационное заявление о формировании единого списка кандидатов. Это соглашение СМИ уже обозвали “пактом о ненападении”. Политически подкованные москвичи в растерянности: как могли эти противоборствующие по жизни партии сговориться?

— Не исключено, что доверие горожан к московским властям будет подорвано, и это объединение окажет всем медвежью услугу. Многие просто откажутся принимать участие в выборах, — считает председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Михаил Вышегородцев. И так считает не он один.

В основе единого списка “союза четырех”, по данным “МК”, лежит тот самый негласный список мэра, куда включены кандидаты, которым исполнительная власть города будет оказывать поддержку. Какую? Самую разную. К примеру, управам и местным избиркомам уже даны устные ЦУ на случай действий в экстремальных ситуациях. Как показывает практика предыдущих выборов, по мэрскому списку проходят примерно 75% кандидатов, вследствие чего “контрольный пакет” голосов в Думе принадлежит мэрии.

Список мэра начал формироваться еще около года назад, когда москвичи о выборах даже не вспоминали. И за это время он подвергался метаморфозам. Сейчас перечень мэрских протеже вроде как устаканился. В нем числится 19 из 32 действующих депутатов МГД. По весьма достоверным слухам, со всеми “избранными” в мэрии провели “воспитательные беседы” еще в июле. А в “черном списке” кандидатов (которым мэрия не только не поможет, но и будет ставить палки в колеса) оказались Ирина Осокина (ей мэрия и “союз четырех” предпочли г-на Метельского из “Единства”), Андрей Широков (его теплое место в списке занял директор “Седьмого континента” г-н Груздев), Юрий Загребной (вместо него поддержку получит кинорежиссер Герасимов), Константин Соловьев (его “заменили” главой управы “Покровское-Стрешнево” Скобиновым) и Николай Московченко (ему предпочли Инну Святенко из “Единства”).

“Проснулась совесть” у городского депутата Алевтины Никитиной — она так и не долетела из США до московской избирательной комиссии. Напомним, что Никитина, слуга москвичей из районов: Очаково—Матвеевское, проспект Вернадского и Раменки, пропустила 87% (!) думских заседаний по причине житья за океаном. Также, по данным “МК”, больше не собирается баллотироваться депутат Олег Музыря, видимо, его “достал” напряженный график работы законодателя (он пропустил больше половины заседаний). А для депутата Андрея Войкова, говорят, приготовлено место в Уставном суде (новом судебном органе Москвы), так что выборы ему ни к чему. Кроме того, не намерен продолжать законотворческую деятельность депутат Владимир Катушенок.

Депутаты Владимир Плотников, Виктор Двуреченских, Игорь Лисиненко и Юрий Шарандин вообще не в счет. Все они выбыли из Думы досрочно по уважительным причинам: первый стал, вместо Платонова сенатором в Совете Федерации, второй возглавил Контрольно-счетную палату Москвы, третий с 1999 года — депутат Госдумы, а четвертый занял пост сенатора в СФ от... Эвенкийского автономного округа.

Но свято место пусто не бывает. Их вакантные места уже “забиты” кандидатами из списка мэра. Так, в округе Алевтины Никитиной мэрия будет поддерживать советника Управления транспорта и связи Александра Сулоева (“Отечество”), в округе Музыри — “яблочницу” Веру Степаненко, Войкова — Сергея Антонцева (зампредседателя московской ФНПР), Катушенка — Александра Ковалева (“Единство”), Плотникова — Виктора Волкова (“Единство”), Двуреченских — генерала МЧС Юрия Попова, Лисиненко — Сергея Турту (“Отечество”), Шарандина — Татьяну Портнову (помощник зампредседателя Госдумы). Не исключено, что появятся и новые “протеже” мэрии — на прошлых выборах их было 48, из которых 28 прошли.

К слову, недавно одиозная газета “Завтра” опубликовала статью о том, что известный телеведущий Сергей Доренко... тоже попал в список мэра. Но вчера Доренко заявил, что отказывается от участия в выборах. По его словам, причиной послужил приговор, вынесенный ему на днях судом, — 4 года лишения свободы условно. “Несправедливым приговором на меня брошена тень, и некоторые жители района могут посчитать, что я прячусь за их спинами от возможных следующих политических провокаций... Не могу допустить, чтобы они думали, что меня спасают”, — сказал несостоявшийся кандидат информагентствам. За благородными словами, однако, скорее всего кроется банальный расчет. Ведь, ввязавшись в выборы, Доренко как раз и может схлопотать энное количество исков от обиженных избирателей или соперников, которые могут обвинить его в недозволенных методах ведения агитации и т.д. Зная характер нашего “телекиллера”, трудно предположить, что во время собственной избирательной кампании он бы вел себя сдержанно.

Фальстарт, внимание, марш!

Впрочем, несмотря на все эти списки и чисто формальный характер предстоящих выборов, без разборок между конкурентами не обойтись. Следующий месяц будет для Москвы особенно жарким: начало потока сладкоречивых обещаний и компроматов ожидается в самые ближайшие дни. Впрочем, и в период подачи заявлений и регистрации кандидатов не обошлось без курьезов.

Больше всего отличились действующие депутаты, которые, пользуясь служебным положением, не упускали возможности рассказать избирателям с экранов ТВ и на страницах дружественных мэрии газет о своих добрых делах. К примеру, у меня на двери подъезда недавно появилось объявление местного депутата: мол, приглашаю в приемную, будем вместе думать, как нам обустроить Россию. Является ли все это агитацией? Даже опытные юристы не всегда могут ответить на этот вопрос.

Ведь что такое агитация? Читаем закон “О выборах депутатов Московской городской Думы, мэра и вице-мэра и советников районного собрания в городе Москве”: “Предвыборная агитация — деятельность (...), имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них”. Толкований у этой смутной статьи — тьма. Одни считают агитацией лишь прямые тексты типа “Голосуйте за меня”. Другие — “невинные” сообщения в СМИ о благотворительной деятельности кандидата, помощи престарелым и инвалидам, бесплатных консультациях по юридическим вопросам и т.д. Ведь человек, рассказывающий о своих “подвигах”, создает себе положительный имидж в глазах избирателей и невольно подталкивает сделать выбор в свою пользу. А третьи настаивают, что одно упоминание в СМИ имени кандидата (не важно, в каком контексте) — уже агитация.

Зато в другом закон предельно ясен: кандидат может начинать агитацию лишь с момента получения регистрационного удостоверения. Еще в октябре все городские депутаты выпустили буклеты и отчеты о проделанной работе (разумеется, “ксив” кандидата у них тогда еще не было). Выступали в прессе, по радио, на ТВ. Следствие этого — разгоревшиеся еще до регистрации предвыборные скандалы.

Весь последний месяц жалобы на нарушения сыпались в местные избиркомы тоннами. Если те отказывались снимать депутатов с “дистанции” (а ни одного такого случая еще не было), жалобщики шли в суд. Самым жарким в этом отношении оказался Восточный округ столицы (Восток — дело тонкое). Одним из самых нашумевших за последние дни стало дело депутата МГД Ирины Осокиной, на которую поступило сразу 6 жалоб. Как рассказали корреспонденту “МК” в избирательной комиссии №14 (Восточное Измайлово, Измайлово, Соколиная гора), жаловались на Осокину не только конкуренты, но и простые жители. Причина тому — несколько публикаций в малотиражных газетах о доблестных делах депутата (один номер газеты “Измайловский бульвар”, к примеру, был посвящен ей полностью). Такое ощущение, что, оказавшись за бортом списка мэра, Осокина стала рвать на ходу подметки.

Впрочем, 14-й округ — вообще какой-то несчастливый. Основной конкурент Осокиной г-н Метельский, член политсовета “Единства” (на него “ставит” мэрия), тоже уже наделал делов. Скоро он предстанет перед Измайловским судом по иску конкурентов, требующих отстранить его “от дел”. За то, что кандидат, не зарегистрировавшись, выступил в двух районных газетах. В одной из них его интервьюирует — кто бы вы думали? — пресс-секретарь “Единства”. И на вопрос: “Собираетесь ли вы баллотироваться?” — кандидат не только утвердительно отвечает, но и надеется на то, что москвичи его поддержат. (Кстати, избирательная комиссия этот выпад агитацией не сочла.)

По такому же поводу состоялся скандал в 13-м округе (Гольяново, Северное Измайлово, поселок Восточный). На депутата Гордумы Ковалевского подал в суд его конкурент Иванов. По данным “МК”, судебные разбирательства проходят также в округах №15 (Ивановское, Перово) и №31 (Дорогомилово, Можайский, Фили—Давыдково).

Депутату Зинаиде Драгункиной, мэрской любимице, вроде бы беспокоиться было нечего. Да вот поторопилась, полезла поперед батьки в пекло и — опростоволосилась. До регистрации она “засветилась” на двух московских телеканалах в небольших фильмах о своей благотворительной организации. После чего она была вынуждена пойти на аннулирование собранных для регистрации подписей избирателей и внести в избирком денежный залог в размере 450 тысяч рублей. Источник в Мосгордуме эту информацию подтвердил. Однако в избирательной комиссии, куда подала документы Драгункина, мне заявили, что никаких инцидентов не было. А на вопрос, регистрировалась ли депутат по подписям или с помощью залога, отвечать почему-то наотрез отказались, сославшись на конфиденциальность (!) информации.

В этом нет ничего удивительного. Местные избиркомы с готовностью рассказывают гадости о неугодных мэрии кандидатах и отмалчиваются, если речь идет о “протеже” исполнительной власти.

Какая Аннушка пролила подсолнечное масло?

В последний месяц в “МК” часто звонят и пишут читатели, на которых свалилась манна небесная в виде продуктовых наборов от кандидатов (в основном от действующих депутатов). Москвичи, как выяснилось, не прочь “постучать” на своих слуг. Скажем сразу — до регистрации все эти подношения были абсолютно незаконны (они разрешены со вчерашнего дня, но должны финансироваться строго из избирательного фонда). Виноват ли в этом сам кандидат — сказать сложно. Часто конкуренты подставляют друг друга с помощью кильки в томате.

Некоторые кандидаты действовали прямо-таки виртуозно. Как рассказали корреспонденту “МК” в одной территориальной избирательной комиссии, ветеранов и инвалидов Южного Измайлова пригласили получить продуктовое “вспомоществование от властей”. Получив авоськи, старики должны были расписаться (сказали — “так положено”). На самом же деле бабушки и дедушки просто поставили свои подписи в пользу одного кандидата — они даже не помнят, какого.

Предвыборное “недержание” продемонстрировал избирателям депутат МГД Евгений Балашов — его скандальное “дело о подсолнечном масле” уже получило огласку в СМИ. И хотя сам по себе случай не уникальный, решение, которое вынес Мосгоризбирком, — революционное. Все началось с того, что в территориальную комиссию обратилась с жалобой возмущенная москвичка Ольга Качалина, проживающая на улице Братеевской. 20 октября ее пригласили в местное общество инвалидов “Братеево” — якобы помочь составить списки инвалидов. Однако на месте о списках не было и речи: Качалину фактически принудили расписаться в пользу депутата Балашова. Зампред общества инвалидов гражданка Липская популярно объяснила, что в противном случае та останется без... 4 л подсолнечного масла. И что ей, зампреду, дали такие ЦУ в отношении еще 15 инвалидов. По жалобе гражданки Качалиной представитель территориального избиркома “Зябликово” лично пришел в инвалидное общество и — поймал преступников с поличным. Своими глазами увидел раздачу жестяных банок с маслом. О чем и составил административный акт. Дело было передано в Мосгоризбирком, ибо такое нарушение закона — прямое основание для отказа кандидату в регистрации.

8 ноября Мосгоризбирком вынес решение: из 2480 подписей в поддержку выдвижения Балашова признать недостоверными 127. О достоверности еще 371 подписи можно будет говорить только после графологической экспертизы (!) — это первый такой случай за всю историю московских выборов. А жалобы гражданки Качалиной уже переданы в межрайонную прокуратуру. Вопрос же о правомерности регистрации Балашова, который, идя уже на третий срок, не смог без проблем собрать подписи, остается открытым.

Тайное слушание Мосгордумы

Наверняка случаев подделки подписей в эту предвыборную кампанию было гораздо больше, чем в предыдущую. Причем их подделывали не только сами кандидаты, но и их конкуренты. Наиболее продвинутые кандидаты (среди них в основном действующие депутаты) набирали штат помощников, которые садились на телефон и перепроверяли все подписи (их примерно 2000, а один кандидат заставил помощников перепроверять 6500 (!) подписей). Не дай бог хоть одна буква в фамилии или в адресе подписавшегося указана неверно: это уже основание для признания ее недействительной. Как рассказал корреспонденту “МК” один депутат, к его помощникам не раз подкатывали люди, предлагавшие деньги за дезу в подписных листах. Но такими честными помощниками могли похвастаться немногие: иным приходилось напрягать даже жен и детей.

В некоторых округах сбор подписей осложнялся тем, что наряду с настоящими кандидатами появлялись их двойники-“однофамильцы”. Конечно, найти двойника по фамилии Лобок не так-то просто, зато у кандидатов Широкова, Герасимова и Антонова они были. Суть проста: конкурент платит “однофамильцу” за то, что тот попросту отбирает подписи.

Впрочем, некоторые конкуренты не особо исхитрялись. Есть способы лучше. “А как же наш любимый Иван Сидорович?” — спрашивала старушка, которой предлагали расписаться за Петра Кузьмича. “Да что вы! Иван Сидорович в Госдуму собрался!”

“Черный пиар” тоже набирал обороты. В некоторых округах столицы появлялись листовки (без выходных данных) якобы от имени действующих депутатов, в которых те выступали за “чистоту московской расы” или “скорейшее введение повременной оплаты за телефон”. Особенно часто с подобными “заявлениями” обращались к народу депутаты Соловьев, Музыря и Широков (по странному совпадению этих персон не переносит мэрия). Были и более грубые действия — типа статей “Кидала с депутатским лицом” или “МММ в Мосгордуме”.

И еще один нюанс. Сейчас действующие депутаты больше всего боятся не избирателей, а... прослушки своих мобильных телефонов. “МК” уже писал о том, что на заседании одной из “приватных” комиссий спикер Мосгордумы Владимир Платонов сделал предположение, что это торчат “уши ФСБ”. Может, оно и так. Но то, что где-то рядом и “уши мэрии” — факт. Как заявил корреспонденту “МК” информированный источник в мэрии, тамошние чиновники якобы уже поставили депутатские мобилы на прослушку и теперь отслеживают все их связи с возможными коммерческими лобби.

А что — пригодится... Насчет лобби — это уж точно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру