Уголовный бестселлер

У россиян скоро появится еще одна настольная книга: новый Уголовно-процессуальный кодекс. Можно не сомневаться: он составит пользующемуся в книжных магазинах неизменным спросом Уголовному кодексу сильную конкуренцию. Госдума приняла этот очень объемный закон в четверг вечером в третьем, последнем чтении, и нет практически никаких сомнений, что Совет Федерации его одобрит, а президент — подпишет. Значит, с 1 июля 2002 года старый, советский и латаный-перелатаный УПК уйдет в историю.

Так получилось, что все принципиально новенькое, заслужившее похвалу международных организаций (Администрация Президента отправляла им УПК на экспертизу после принятия закона во втором чтении), вводится не сразу, а потом — чтобы властям успеть подготовиться и морально, и материально. Например, рассмотрение уголовных дел по обвинению в особо тяжких преступлениях, где меры наказания — предельно суровые, будет осуществляться только судом присяжных с 1 января 2003-го. Кстати, по Конституции 93-го года, если речь идет об особо тяжких делах, грозящих смертной казнью, обвиняемому должно быть предоставлено право на суд присяжных в обязательном порядке. (Сейчас суды присяжных действуют лишь в девяти регионах России — в качестве эксперимента.) Решения же по делам, где мера наказания — до 10 лет, будет принимать судья единолично. Чтобы арестовать, продлить срок содержания под стражей, обыскать, осуществить выемку документов, потребуется получить согласие судьи — причем гражданин, которому все эти малоприятные вещи грозят, сможет присутствовать при принятии судьей решения. Все это — с 1 января 2004-го. Сейчас и вплоть до указанной даты санкцию на обыски и аресты дает прокурор. Кстати, новый УПК расширяет применение не связанных с арестом мер пресечения в отношении подследственных — вместо того чтобы сажать человека в СИЗО, чаще будет применяться залог, подписка о невыезде и пр. Если вам грозит наказание до трех лет тюрьмы и вы не желаете сидеть несколько месяцев в СИЗО, больше похожем на пыточную, ожидая окончания следствия, а потом суда, — пожалуйста, признавайте вину и требуйте вынесения приговора судьей без процесса со всеми присущими ему формальностями. Если, конечно, потерпевший и прокурор не возражают против такой упрощенной процедуры. Раньше сядешь — раньше выйдешь... Нечто подобное есть в уголовно-процессуальном законодательстве многих стран — например США: там это называется “сделкой с правосудием”.

Прокурорам придется обязательно участвовать в судебных заседаниях, представляя государственное обвинение и состязаясь с адвокатами. Сейчас это делается не всегда: прокурорам недосуг, да и умения у многих нет. А адвокатов освободят от тяжелой и вредной для их работы обязанности давать показания следствию по делам их подзащитных.

Вопрос о том, насколько совершенен новый УПК, насколько он защищает права граждан — надежнее, чем нынешний, или нет, — остается открытым. Думские юристы признают, что завтра стоит начинать писать к закону поправки — на будущее, потому что править есть что. Почему же тогда голосовали “за”? Один из основных мотивов: “нет предела совершенству, и если сейчас не принять пусть и не доработанный до идеала кодекс, то никогда его не примем”.

Это стало уже нормой: важнейшие законы принимают — и начинают править сразу же после принятия, столкнувшись с проблемами приложения текста к реальной жизни. Так было и с новым Уголовным кодексом, и с Налоговым. Никто не сомневается, что точно так же будет и с принятым недавно Земельным кодексом. И с Уголовно-процессуальным...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру