ГЕНЫ СДЕЛАЮТ НАС ЧЕБУРАШКАМИ

Ура! Вот и найден путь выхода России из экономического кризиса. Это — переход на генетически модифицированную еду. Его давно мечтали указать нам янки — изобретатели ГМ-продуктов. Наконец российские ученые клюнули.

Как стало известно “МК”, ведущие научные умы страны сейчас добиваются, чтобы ГМ-продукты больше не проходили в России экологической экспертизы. Тогда ими можно будет быстро засеять поля и огороды. По нашим данным, сегодня Минпромнауки поднимет этот вопрос на заседании Совета безопасности.

Когда-то американская корпорация “Монсанто” заявила миру о новом прогрессивном изобретении — генетически измененных организмах. До сих пор никто не знает, что ждет в будущем человека, регулярно употребляющего в пищу овощи с чужеродными генами. Может, и пронесет. А может, такая еда еще аукнется на будущих поколениях. Некоторые ученые считают ГМ-продукты потенциальными канцерогенами.

Но господа из “Монсанто” предпочитают не заострять на этом внимания. И, прикрываясь лозунгом “Накормим голодных!”, втюхивают всем свою пищу. Но не везде это получается. В ряде стран Европы импорт и выращивание ГМ-продуктов запрещены. Даже традиционно голодающие страны Африки отказываются от такого “подарка” — в этом году путь ГМ-продуктам преградили власти Замбии.

Зато в России лазеек для генетически измененной еды полно, а защитных законов практически нет. Поэтому мы, ничего не подозревая, уже лет десять едим ГМ-овощи и полуфабрикаты из них. Специальной маркировки на таком товаре нет, хотя к этому обязали всех поставщиков в сентябре этого года.

Впрочем, от ГМ-пищи все же можно себя оградить. Если есть исключительно отечественный картофель и свеклу (еще лучше — со своего огорода) и не покупать полуфабрикатов. Но это станет абсолютно нереальным, если в России начнут выращивать ГМ-овощи в промышленных масштабах. А именно этого добивается сейчас Минпромнауки. Ученые хотят, чтобы им отдали право решать: быть или нет трансгенным овощам на наших полях.

В последнее время на пути ГМ-культур стоял заслон в лице специальной экологической комиссии. И в свое время она уже не пустила к нам на поля модифицированную свеклу. А недавно запретила два сорта американской ГМ-картошки. Но после того, как экологи сказали “чудо”-картошке “нет”, комиссию... распустили. И теперь овощ будут “пересматривать” по второму заходу. Минпромнауки уже дало положительное заключение.

Надо думать, как только ученые из министерства получат возможность решать судьбу ГМ-продуктов в России, они не упустят шанса засеять ими все наши поля. Позиция Минпромнауки известна: всякое научное изобретение должно приносить прибыль. А экологическая безопасность — дело десятое.

Что выиграет Россия, если ее население перейдет на ГМ-рацион? Сторонники генной инженерии не устают повторять о более высокой урожайности и простоте выращивания модифицированных культур. Но своего опыта у нас пока нет. Так что неплохо бы ознакомиться с чужим.

Вот несколько фактов. Анализ практики выращивания ГМ-растений на фермах США и Канады показал, что иметь дело с гербицидоустойчивой соей или кукурузой менее выгодно, чем с обычными сортами растений, — из-за более низких цен на конечный продукт и меньших урожаев (так, урожайность главной трансгенной культуры — сои RoundUp Ready — на 6—11 процентов меньше обычной). А по данным британской почвенной ассоциации, ГМ-культуры за период с 1999 года обошлись только экономике США в 12 миллиардов долларов из-за субсидий фермерам, падения цен на сельхозпродукцию и необходимости отзыва ряда продуктов. Впечатляет?

Но даже если Россию такие беды не постигнут, нужно учесть другие риски. Например, угрозу биологическому разнообразию в стране. Научный факт: генетически модифицированные растения способны к перекрестному опылению с “натуралами”. А поскольку они более живучи, то легко вытесняют нормальных сородичей. Так что если мы засадим хотя бы часть полей ГМ-картошкой, через несколько лет можно будет забыть о милой сердцу синеглазке. Модифицированные овощи просто “ассимилируют” ее.

Перспектива малоприятная. А вот заявления о “голодающей России” кажутся просто издевательством на фоне большой русской беды последних лет — перепроизводства сельхозпродукции. Ежегодно в стране сгнивает до 40 тонн зерна. Самого что ни на есть натурального, без генов рыбы или свиньи. Это — почти половина урожая. Но пока зерно гниет в амбарах, ученые по-своему решают, как спасти свой народ от верной голодной смерти.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру