ВСЕМ — ЕЗДА А ХОЗЯИНУ... — МОРОКА

Впервые в истории новогодних торжеств в поздравлениях наших сограждан вместе с банальными, скучными пожеланиями будет звучать и весьма оригинальный вопрос: “Вась… А не тебе ли я по доверенности продал свою машину?”.

Головную боль, таким образом, российские автовладельцы на сей раз почувствуют не утром после встречи Нового года, а гораздо раньше — еще до проводов старого. Ибо государство российское приказало верноподданным до боя курантов найти все их четырехколесное имущество, некогда укатившее как в известном, так и в неизвестном направлении. И приготовиться за каждую единицу найденного или ненайденного транспорта тряхнуть мошной.

Потерявших свои автомобили государство строго предупредило: похмелье будет тяжелым…

Во исполнение второй части Налогового кодекса столичные депутаты сочинили закон Москвы “О транспортном налоге”, которым с 1 января отменили налог с владельцев транспортных средств и пользователей дорог и установили единый — транспортный.

Налоговые службы, к которым от гаишников перекочевала новая статья поборов, потирая руки, всем своим видом уже показали: “Мы не ГАИ — от нас взяткой не отделаешься”. И пообещали до 1 июля наступающего года не только рассчитать для всех владельцев транспортных средств сумму налога к уплате, но даже (какой сервис!) каждому из них прислать квитанцию домой.

Владельцам “Жигулей”, например, придется ежегодно добровольно расставаться примерно с четырьмя сотнями рублей — по 5 рублей за каждую силенку. То есть почти с той же суммой, которую они отстегивали государству и раньше. Обухом по голове получат владельцы более мощных автомобилей, ставки налога по которым будут исчисляться уже в арифметической прогрессии. В диапазоне от 100 до 150 лошадиных сил ставка составит 15 рублей за каждую, от 150 до 200 — 20 рублей, от 200 до 250 — 25 рублей, свыше 250 “лошадей” — 35 рублей за каждую “лошадь”.Таким образом, житель Москвы, владеющий крутым автомобилем с мощностью двигателя в 250 “лошадей”, будет вынужден раз в год отслюнявить почти 300 американских долларов.

При этом законодатели не разделили автомобили на старые и новые, способные передвигаться самостоятельно или только в кузове самосвала в виде запчастей, находящиеся во владении собственника или переданные им кому-либо по доверенности. И то и другое, как ни крути, — имущество. И за него собственнику придется платить.

Понимая, что расставаться с такими суммами большинству владельцев подержанного хлама будет крайне нелегко, и прогнозируя массовые уклонения от уплаты налогов, всенародно любимый фискальный орган предупредил: дела на уклоняющихся будут передаваться в суд. А последний, судя по уже накопленному в аналогичных делах опыту, будет штамповать решения о принудительном взимании налогов. Причем вместе с пеней, которая по России для владельца “Жигулей” составит примерно 30 копеек в день.

Несмотря на случившуюся в рядах автовладельцев панику, для начала посмотрим на транспортный налог как на хорошую новость. И даже попробуем признать его некоторые возможные заслуги.

Во-первых, отныне проверять оплату налога не будет инспектор ГИБДД, который нередко за половину его суммы, отстегнутой при техосмотре наличными, с деланным безразличием взирает на отсутствие квитанции об оплате налога в полном объеме через сберкассу. Пущай нашему брату иной порядок оплаты (минуя гаишников) обойдется дороже, зато уменьшит количество поводов вечно голодному придорожному милиционеру протягивать руку за подаянием.

Во-вторых, новый порядок налогообложения обязательно внесет сумятицу в ряды подставных “собственников” машин из числа малоимущих, которые за сотню долларов с удовольствием берут на себя (сдавая в аренду свой гражданский паспорт) криминальный, как правило, похищенный автомобиль. За такими “дежурными” собственниками, по неофициальным данным, иногда числится до десятка весьма дорогих машин, годовой суммарный налог с владельцев которых может сравняться едва ли не со стоимостью новых “Жигулей”. По прогнозам экспертов, липовые собственники похищенных автомобилей, получив однажды от налогового органа письменное требование расстаться с громадной для них суммой за имущество, которое они и в “фары не видели”, начнут пачками сдавать своих благодетелей из воровской малины. На свету божьем, таким образом, окажутся людишки, причастные к хищениям или же присвоившие себе чужой автомобиль.

В-третьих, навсегда, видимо, будет похоронена порочная практика так называемой купли-продажи автомобилей по генеральной доверенности, которая вылезала боком не одному поколению автовладельцев.

В-четвертых, если казна действительно получит больше, чем получала, и сумеет разумно распорядиться этими средствами (два рубля по-тихому — чиновникам в карман, восемь под фанфары — на строительство дорог), то — дай-то бог! — будет побеждена первая из гоголевских бед.

И не поверженными останутся только дураки…

Плохого, впрочем, транспортный налог нам уготовил гораздо больше: заботясь об упорядочении его сбора, законодатели походя поставили своих верноподданных в позу среднего героя из басни о лебеде, раке и щуке. Они обязали раскошеливаться именно того, кто зарегистрировал автомобиль на себя в МРЭО ГИБДД. То есть — собственника.

Намерением обложить последнего налогом даже на те автомобили, которые давным-давно перешли по доверенности в чье-то владение или сгнили на свалке, авторы закона застали российских автовладельцев врасплох. И в результате налоговой диверсии большинство автовладельцев взялись усиленно морщить ум: кому и когда они передали или “продали” по доверенности свой автомобиль? Ведь платить за него налог на имущество, де-факто собственнику не принадлежащее, очень уж обидно. Тем более если в розданных по доверенности автомобилях по двести лошадей, а таких автомобилей у одного собственника, скажем, пять. Или того хуже — десять! Да и статья 357 Налогового кодекса РФ прямо обязывает собственников, передавших свои автомобили по нотариально заверенной доверенности, уведомить свою налоговую инспекцию о том, кому они отдали автомобиль, и даже указать домашний адрес нового владельца.

Но вот вопрос: где искать того джентльмена, который в результате длинной цепочки передоверия машины оказался ее последним хозяином? И пожелает ли он объявиться, понимая, сколь тяжким бременем на его кошелек ляжет новый транспортный налог? Но, даже представ перед налоговиками, разве обязан он будет, положив руку на сердце, честно признаться: “да, имею грех пользоваться чужой машиной по доверенности”, ведь такая же доверенность может быть еще у двух десятков людей. Ищи-свищи! И уж вовсе не обязан будет в чем-либо признаваться, если в его кармане лежит доверенность в простой письменной форме, факт выдачи которой вообще нигде и никем не удостоверен!

Не воодушевили новые поборы и тех собственников, автомобили которых в результате тяжелой и продолжительной болезни скончались на безвестной городской свалке, однажды под покровом ночи вывезенные туда районными властями. И уж вовсе привели в полное уныние тех, кто сгоряча отправил следом в помойку и документы на умерший автомобиль…

Понятно, что при таком раскладе избежать уплаты транспортного налога на автомобиль, вам де-факто не принадлежащий или погибший на свалке, можно будет, только сняв его с учета или предъявив налоговикам копию нотариально заверенной доверенности, подтверждающей, что вашим имуществом пользуется кто-то другой. А с вас, стало быть, взятки, простите, налоги, — гладки…

Однако поскольку к такому повороту событий страна не была готова, избавить себя от налогового бремени по машинам, выбывшим из законного владения, можно будет с помощью нехитрых приемов.

Во-первых, перестаньте звонить друзьям и задавать им один и тот же идиотский вопрос: “Не у тебя ли моя машина?”. Подайте в МРЭО по месту жительства официальный запрос с просьбой установить, какой из ранее принадлежавших вам автомобилей все еще висит на вас. И не исключено, что половина из них вам давно уже (и слава богу!) не принадлежит, поскольку по вашей же доверенности продана и оформлена на другое лицо.

У нынешнего владельца вашего автомобиля Петрова, временно пользующегося вашим имуществом по нотариально заверенной доверенности, выданной вами до 30 июля уходящего года (то есть до опубликования закона о транспортном налоге), потребуйте копию этой доверенности и направьте ее в налоговую инспекцию. В случае отказа пообещайте Петрову вообще аннулировать доверенность и заявить машину в розыск как похищенную.

Если же вы продали Петрову свой автомобиль по генеральной доверенности (то есть фактически перестали быть его собственником), предложите новому владельцу оформить договор купли-продажи автомобиля. И срочно заявите в налоговую инспекцию о том, что со вчерашнего дня собственником автомобиля стал Петров.

Помните, что по истечении трех лет, то есть максимального срока действия доверенности (если иной, меньший срок вы не укажете в доверенности и если снова не передадите кому-либо полномочия по пользованию, владению и распоряжению вашим автомобилем), транспортный налог снова ляжет на вас.

Не сумев в длинной цепочке найти последнего хозяина своего автомобиля, также не теряйте время: на основании статьи 188 Гражданского кодекса РФ аннулируйте нотариально заверенную доверенность — если нотариус жив, подайте заявление об аннулировании ему, если почил, то в местную ГИБДД с просьбой задержать ваш автомобиль в связи с прекращением полномочий. Помните, что даже если на основании вашей генеральной доверенности были выписаны новые генеральные доверенности, согласно пункту 3 статьи 188 ГК РФ с прекращением доверенности теряет силу передоверие. Стало быть, ждать придется недолго.

Задержанный автомобиль будет вам возвращен принудительно, а его последний владелец примчится к вам добровольно. Ему тоже предложіите оформить договор купли-продажи (если, конечно же, ранее имела место фактическая продажа вашего автомобиля), убедитесь в том, что автомобиль действительно снят с учета и о состоявшейся сделке сообщите вашему налоговику.

И, наконец: если ваш автомобиль от старости перешел в мир иной, не будучи при этом снятым с учета в МРЭО, тоже избавьтесь от покойника. Подайте заявление в МРЭО по месту регистрации вашего умершего автомобиля с просьбой (при отсутствии регистрационных документов) идентифицировать вас как собственника (благо дело — в реестре данные на автомобиль хранятся 75 лет) и прах с учета снять. И снова — не ждите, когда об этом МРЭО сообщит налоговикам, а сделайте это самостоятельно.

И учтите: никакая доверенность, выданная вами после 30 июля уходящего года, не освобождает вас от уплаты транспортного налога даже при предъявлении в налоговую инспекцию ее копии. До официального оформления купли-продажи налог придется уплачивать, увы, именно вам…

С новым налоговым годом вас, дорогие товарищи!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру