В ТУРКМЕНИСТАНЕ — НОВЫЙ ГОД

Вчера российская общественность наконец получила возможность узнать, что сейчас происходит в Туркмении, практически из первых уст. Сестра осужденного в Ашхабаде оппозиционера Бориса Шихмурадова, которую саму недавно попытались похитить туркменские спецслужбы прямо на московской улице, рассказала о том, что ей известно о ситуации.


По ее словам, после неудавшегося покушения на Туркменбаши — Сапармурада Ниязова — репрессии против оппозиции приняли массовый характер: десятки людей арестованы и подвергнуты пыткам. Среди этих людей и Борис Шихмурадов, который сдался властям добровольно, чтобы спасти от репрессий своих родственников и знакомых. На пресс-конференции, состоявшейся вчера в Москве, Лариса Шихмурадова рассказала, что туркменские силовики издевались над их с Борисом 85-летней матерью и подвергали пыткам младшего брата, который тоже арестован. Допрашивались даже одноклассники Бориса Шихмурадова. Сам он приговорен к пожизненному заключению, однако родственникам не сообщили даже, где и когда состоялся суд. Младший брат Шихмурадова Константин никогда не занимался политикой, и его арестовали только за то, что он брат осужденного. Тем не менее ему предъявлены обвинения по 14 статьям, в том числе и “убийство”. По словам сестры, на вопрос Константина, кого же он убил, следователь ответил ему: “Узнаешь на суде”.

— Я не знаю, жив ли Борис, — говорит Лариса Шихмурадова. — Знаю лишь, что он не отказался от своей позиции. Нам известно, что его пытают в застенках. На видеозаписи с его “признанием” заметно, что он измучен и напичкан чем-то. Его нельзя было узнать, это был не мой брат.

“Россия должна сказать свое слово!” — это звучало как лейтмотив пресс-конференции. Правозащитник Виталий Пономарев заявил, что вся система российско-туркменских отношений нуждается в пересмотре в связи с последними событиями. И не только потому, что в ходе следствия по делу о покушении нарушаются права людей, многие из которых имеют российское гражданство. В последнее время власти Туркменистана предприняли ряд недружественных шагов в отношении России и наших соотечественников, живущих в республике. Ниязов публично обвинил Россию в поддержке организаторов покушения 26 ноября. Он заявил, что российские власти выделили для них квартиры под Москвой. Он утверждал, что после покушения в Туркменистан должны были прилететь самолеты с российским спецназом, что российские спецслужбы организовали бегство на Запад туркменского посла в Турции. Даже похищенные из центрального банка республики 40 миллионов долларов он свалил на Россию: по его словам, деньги похитители разделили с оппозицией и российскими чиновниками. В прошлом году Ниязов запретил доставку в страну российских газет. С 1 декабря идет кампания по закрытию русскоязычных школ. Запрещены организации соотечественников. Но российский МИД безмолвствует.

Безмолвствует он и по поводу арестов и пыток граждан России по обвинению в покушении на Туркменбаши, в то время как США сразу же потребовали встречи с арестованным американским гражданином. Туркменские спецслужбы чувствуют себя вольготно на российской территории, а российская Генпрокуратура спешит удовлетворить просьбы об экстрадиции со стороны Туркменистана, хотя часто люди, выдачи которых требуют, виноваты лишь в том, что являются родственниками того или иного оппозиционера.

Недавно добрались и до российских журналистов. Обозреватель газеты “Время новостей” Аркадий Дубнов получил сообщение, что против него на основании показаний Бориса Шихмурадова в Туркменистане возбуждено уголовное дело. Правда, позавчера в телефонном разговоре посол Туркменистана в России заверил Дубнова, что дела против него “нет и никогда не будет заведено”. А что там на самом деле — кто его знает. Восток — дело тонкое. Особенно когда у власти Туркменбаши.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру