Если пока вы ничего ненормального не замечаете, то это лишь дело времени. Столичные чиновники обеспечили всем москвичам возможность почувствовать себя не совсем здоровыми.
Вот представьте: открываете вы местную газету (например, “На Пресне” или “Кунцево”), а там глава района дискутирует с... главой управы района. Что вы по этому поводу подумаете? Правильно: кто-то из вас троих сошел с ума. Поскольку всем москвичам хорошо известно: районом у нас в городе руководит глава управы, и никаких других начальников на местном уровне отродясь не было. Так почему же у дяденек в газете фамилии разные?
На самом деле обращаться с такими вопросами к психиатрам бессмысленно, тут законы надо читать. Оказывается, 1 января сего года москвичи, сами того не ведая, проснулись совсем в другом городе. Все в Москве смешалось, как в доме Облонских. Наряду с районами теперь существуют внутригородские муниципальные образования. Географически это одно и то же. Но управляют ими совершенно разные люди.
В районе руководит глава управы района, рекомендуемый префектурой и назначаемый мэром. А в муниципальном образовании — глава района, избранный большинством голосов местных жителей. Вообще-то с появлением конкурента он должен был переименовать себя в главу муниципалитета, но пока отказаться от громких титулов никто не захотел. А некоторые чиновники и вовсе продолжают именовать себя главами районных управ, внося в умы граждан еще большую сумятицу.
Глава районной управы... Глава управы района... Глава района... Кто все эти люди? Так что же произошло в столице? Нет, не приступ шизофрении, а очередное разделение властей. Революция на местном уровне. Вы помните, как переживала мэрия, что главы управ, избранные народом в 2000 году, вышли из-под контроля и теперь творят на своих территориях что хотят? Один устав не согласовывает, другой парковки отменяет, третий и вовсе отказывается выполнять городские законы. Теперь баланс сил восстановлен. Отцы города нашли способ и принципы самоуправления, на которых настаивал Кремль, соблюсти, и свою власть над районами не потерять.
Отныне структура исполнительной власти в городе выглядит так: сверху мэр и московское правительство, потом подотчетные им префектуры и, наконец, управы районов. То есть никакие это больше не органы местного самоуправления, а винтики-шпунтики единого хозяйственного механизма. Подлинно же демократическим институтом с 1 января стали муниципалитеты, созданные на базе бывших районных управ. Конечно, кое-кого из лояльных и положительно зарекомендовавших себя перед мэрией местных глав перевели в новые управы. А бунтовщиков и выскочек оставили в старых — налаживать местное самоуправление. Правда, ни полномочий, ни денег на это благое дело мэрия пока не выделила. Все, что может глава района и возглавляемый им муниципалитет, — вносить предложения по изменению маршрутов автобусов, содействовать регистрации животных, следить за состоянием памятников, организовывать народные гулянья и создавать клубы по интересам. Ни на что большее органы местного самоуправления, по мнению чиновников, очевидно, не способны.
Есть там еще, правда, пункт “о работе с жалобами населения”, но какой смысл жаловаться в муниципалитет, если он все равно ничего не решает? Лучше уж сразу идти в управу района. Ей по новому законодательству предоставлены самые широкие права (одно их перечисление заняло почти 20 листов машинописного текста). Отныне управа напрямую участвует в застройке района, отбирает участки, организует конкурс, принимает новые дома. Она отвечает за подготовку к зимнему сезону, состояние улиц и подъездов, а также за размещение объектов мелкорозничной торговли, точек общепита и наружной рекламы. Ей даны полномочия по ликвидации несанкционированных автостоянок и вывозу брошенных автомобилей. Даже вопросы, связанные с улучшением жилищных условий, тоже на ней.
В общем, когда на страницах местной газеты вы читаете диалог главы управы района и главы района, не сомневайтесь: главный из них первый. А второй просто стал жертвой игры в демократию, но никак не хочет с этим смириться.