2 миллиарда в кабинете

Любит тайны русский народ: библиотека Ивана Грозного, клад Фаберже, золото партии... Янтарная комната — одна из загадок, щекочущих воображение. Хотя эту загадку уже по-своему разгадали российские мастера — не лазая по подземельям, а восстановив уникальные панно и мозаики.

Еще этой осенью посетители Екатерининского дворца, что в Пушкине — бывшем Царском Селе, проходя мимо Янтарной комнаты, лишь вздыхали. Она была скрыта от глаз гигантским постером с фотографией убранства 1918 года. Теперь же “загородку” сняли, и видно, что Янтарный кабинет практически завершен. Женщины-хранительницы следят, чтобы посетители любовались янтарем издали. Но для корреспондента “МК” сделали исключение — разрешили рассмотреть все вблизи.

Кажется, будто зал наполнен мутно-золотым блеском — стенные панно составлены из маленьких кусочков янтаря, толщиной не больше 5 миллиметров. Каждый отличается по цвету, размеру и форме от другого, а всего их около миллиона. На этом фоне выделяются “чувствительные” флорентийские мозаики: “Зрение”, “Слух”, “Осязание и обоняние”. Последнее панно, как известно, было обнаружено в Германии, а несколько лет назад немцы вернули его России. Но “Осязание и обоняние”, висящее в Янтарном кабинете, — это копия, которую успели сделать наши реставраторы. Оригинал же сейчас хранится у них в мастерской.

И все же комната еще не готова “под ключ”: заканчивают полировать четвертую мозаику, “Вкус”, а еще, например, не доделаны золотые светильники в виде попугайчиков. Сопровождавший меня сотрудник музея Юрий Думащин заверил, что все должно быть завершено к концу апреля. Ну а для того, чтобы слишком ретивые туристы были под полным контролем, в зале установили “барельеф” из видеокамер, которые передают сигнал на пульт охраны — там работают отнюдь не бабушки, а молодые здоровые мужчины, оснащенные оружием и рациями.

По словам моего гида, на восстановление Янтарной комнаты ушло около шести тонн янтаря — и целые пять из них обратились в пыль: иначе как было выточить нужные детали?.. А всего на реставрационные работы за 24 года потратили 12 миллионов долларов. Янтарь — камень не из дешевых: Юрий Думащин похвастался, что недавно дворец купил десять янтарных “самородков” за 12 тысяч “зеленых”.

Таинственные “кусочки”

Странно — подлинную Янтарную комнату ищут с конца Второй мировой, выдвигают множество версий, но при этом время от времени “всплывают” фрагменты старинного декора. Флорентийское панно не единственная такая находка. (Она, кстати, обнаружилась на аукционе в Бремене — некий немецкий адвокат Ахтерманн потребовал за нее два с половиной миллионов долларов, но в дело вмешалась полиция. Адвоката приговорили к двум годам условно и крупному штрафу.) Спустя несколько дней там же, в Германии, нашелся комод из Янтарного кабинета. А несколькими годами раньше, в 94-м, на лондонском аукционе “Кристиз” объявилась гемма с головой римского воина, которую эксперты признали частью убранства Янтарной комнаты. Но имена и покупателя, и продавца были сохранены в тайне.

Историки объясняют появление этих раритетов тем, что во время захвата фашистами Екатерининского дворца мародеры успели выломать куски декора. Немцы писали в докладной начальству: “На роскошном паркете валялись в дерьме древние картины, мебель перевернута, с многих диванов и кресел срезаны ценнейшей ручной работы шелк и гобеленовая ткань — все это шло на портянки. В стенах Янтарной комнаты зияли огромные дыры: солдаты отковыряли янтарь штыками, много янтаря было рассыпано по полу и затоптано...”

Последний раз вывезенная фашистами комната выставлялась в одном из залов Кенигсбергского замка. При отступлении немцы ее демонтировали и вывезли в неизвестном направлении. Дальше следы реликвии потерялись...

Каких только версий не появлялось, какие только поиски не велись! Одни уверены, что комнату из Кенигсберга “эвакуировать” не удалось и она спрятана в некоем засекреченном бункере; другие считают, что по морю янтарь вместе с другими сокровищами Третьего рейха уплыл в Южную Америку; третьи полагают: ценности закопали где-то на территории нынешней Польши... Последняя “фишка”: якобы в архивах нашли документы о том, что после взятия нашими войсками Кенигсберга оттуда были вывезены ящики с некими янтарными изделиями. Их доставили в Подмосковье, в Дмитровский район, — значит, там и надо искать Янтарную комнату...

Как рассказали мне сотрудники музея, письма от поисковиков до сих пор идут валом. Большинство уверяет, что настоящая Янтарная комната объявится, когда работы по созданию новой подойдут к концу. Меньшинство предлагает за умеренную плату показать местонахождение подлинника. Искусствоведы флегматично складывают письма в архив, поисками же не занимаются принципиально. Музейщики говорят, что Янтарная комната и пятьдесят лет назад была плоха и нуждалась в срочной реставрации, а сейчас, после стольких переездов, возможно, вообще рассыпалась в пыль. Тем не менее специалисты оценивают стоимость комнаты в 2 миллиарда долларов, а нашедший ее, соответственно, получит 15 процентов. Видимо, гигантская сумма и вдохновляет множество искателей приключений...

Чудеса из меда и воска

Первый “автор” Янтарной комнаты — придворный архитектор прусского короля Фридриха I Шлютер. Сделанные им фрагменты прусский властелин подарил Петру Великому. При русских царях и царицах убранство совершенствовали и обогащали еще многие мастера.

Нынешняя Янтарная комната воссоздана заново нашими реставраторами по черно-белым фотографиям столетней давности, цветной акварели аж 1850 года и сохранившимся кусочкам янтаря. Команда мастеров-камнерезов, собранная в Царском Селе, поистине уникальна. Сидят в одном из небольших флигелей дворца, работают в скромных условиях на допотопной технике. Возглавляют “бригаду” Александр Крылов и Владимир Домрачев. Сейчас под их началом трудится около 50 человек, а когда-то начинали всего втроем.

Мастера нашли способ окраски янтаря, которым пользовались их предшественники. Изобрели синтетические красители, которые позволили заменить старинную технологию варки в меду. А вот с мастикой — веществом, на которое наклеивают янтарные кусочки, — оказалось сложнее. Институт криминалистики восстановил формулу на основе пчелиного воска. Реставраторы перепробовали “на замену” множество всевозможных клеев, но ничего лучше “пчелиной” технологии так и не нашли. Зато гораздо лучше дубовых панелей оказалась... авиационная фанера.

На каждую большую янтарную панель уходило в среднем по полгода работы. Очень трудно было делать рамы для мозаик — это сложный набор медальонов, камей, барельефов и прочих многофигурных композиций. Намучились, конечно, и с самими мозаиками: на первую ушло 5—6 лет.

Бывало, что работы прекращались на недели, а то и месяцы — до очередного “пожертвования” Черномырдина или помощи таможенников, которые присылали в Царское Село весь изъятый янтарь...

У мастеров четкое разделение труда: кто-то режет фанеру, кто-то выпиливает из янтаря узоры, кто-то собирает мозаику... “Утечки мозгов” в этой среде, похоже, нет — пожилые резчики соседствуют с совсем молодыми длинноволосыми парнями, которые ваяют барельефы под рок-н-ролл, льющийся из магнитофона.

Янтарь — единственный из камней, с которым работать не вредно: ни аллергии, ни одышки, на даже гриппа. “У него такая энергетика, что никто ничем не болеет, — уверены янтарщики, — разве что мания величия проснется: как-никак восьмое чудо света ваяем!” На зарплату тоже не жалуются, говорят, хватает — и все же получают в два раза меньше, чем их европейские коллеги...

Пока мы говорили с местным “прорабом” Домрачевым, один из мастеров, проходя мимо, задел уже сложенную, но не приклеенную панель, на пол посыпались куски янтаря. “Ну вот, — обреченно сказал мой собеседник, — все сломал!” — “Да, — засмеялись его коллеги, — так и напишите: теперь не успеем к трехсотлетию из-за мастера такого-то!” Реставраторы шутят, что, мол, Янтарная комната — единственный глобальный объект к трехсотлетию Петербурга, который сдадут заранее.

Официально Янтарная комната будет представлена публике во всей красе 31 мая. Открыть церемонию предложили Владимиру Путину, но он захотел, чтобы первыми воссозданное восьмое чудо света увидели ветераны-блокадники...


P.S. “А куда денут новую Янтарную комнату, если старая найдется?” — спрашивают многие. Девать “новодел”, конечно, никуда не станут — оставят на прежнем месте. А древней реликвии предстоит долгая реставрация. Скорее всего из нее сделают тот самый кабинет прусского короля, который в свое время был подарен Петру Первому — без позднейших “интерьерных прибавлений”...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру