Работа над ошибками

Еще полтора года назад про саратовца Вячеслава Володина в московской политтусовке почти никто не знал. Сегодня он — лидер третьей по величине фракции в Госдуме, “Отечество — Вся Россия”, сменивший на этом посту тяжеловеса Евгения Примакова. Володин — узнаваемое лицо “Единой России”, частый гость телеэкранов и фигурант всевозможных рейтингов политической популярности. Недаром наши читатели засыпали его телефонными звонками во время “Прямой линии” в редакции “МК”.

“Засыпаем при одних тарифах, а просыпаемся при других”

— Вячеслав Викторович, как нам дальше жить? Квартплата растет, а что мы получаем взамен? Меня возмущает позиция правительства по реформе ЖКХ.

— Сегодня почему-то ни у кого не хватает смелости признать, что реформу ЖКХ начали не с того... Сначала нужно было наладить эффективную работу “коммуналки”, а не перекладывать платежи на плечи граждан. Если раньше работу коммунальных служб могли контролировать местные органы власти, то сегодня люди остались один на один с чиновниками, заведующими теплосетями, водоканалом, горсветом… А те просто включили в тарифы населению все свои возможные и невозможные затраты.

Я недавно был в Воронеже. Там норма потребления холодной воды на человека — 250 литров в сутки! Да в таком количестве воды можно утопиться! И каждый житель Воронежа вынужден мириться с этим нормативом, оплачивая дыры в трубах. У нас ничего не выйдет до тех пор, пока реформа ЖКХ будет рассматриваться как повышение стоимости услуг для населения. Сегодня в городе один водоканал, одна ТЭЦ. Зачем им улучшать работу, если можно просто повысить цены?

Исправить ситуацию мог бы рынок услуг, на котором кто платит деньги, тот и получает право выбора обслуживающей организации. А коммунальный работник борется за качество и снижение затрат, иначе не выдержит конкуренции… Но этот рынок нужно вначале создать — сегодня его нет.

— Правильное у вас отношение. Вы уж там повлияйте на правительство. Очень тяжело нам живется...

— Перед тем как насыпать в пушку порох, нужно понять, в какую сторону эта пушка повернута. Недавно на Украине ракету так запустили, что она сбила гражданский самолет… Вот и реформа ЖКХ может стать тем снарядом, который упадет на головы людей, подрывая социальную стабильность в стране. Мы поставили вопрос так: либо сохраняются льготы по коммунальным платежам для ветеранов труда, доноров, сельской интеллигенции, либо реформу не поддержим.

Правительство вынуждено было с этим согласиться. Кроме того, удалось снять с повестки дня вопрос о стопроцентной оплате услуг ЖКХ. Но пока не решена главная задача: что получат люди в результате реформы? Будет ли в наших подъездах чисто, а в батареях — горячая вода, либо мы по-прежнему будем платить за выбитые окна и дырявые трубы. И пока у нас не появится четкого ответа на этот вопрос, мы голосовать за такую реформу не будем. Потому что законы принимаются для того, чтобы решать проблемы людей, а не увеличивать их количество.


— Товарищ Володин? Мне 77 лет, москвич. У меня такой вопрос: будут ли расти тарифы на тепло и свет?

— Мы тоже хотим получить ответ на этот вопрос, для этого и приглашали на заседание Думы премьера Касьянова. Правительство обязано взять на себя ответственность за реформу электроэнергетики. Помните, как было в царской России — за каждой реформой стояло имя конкретного реформатора: за финансовой — Витте, за земельной — Столыпина. Задумал реформу — должностью и именем отвечаешь за ее последствия. У нас же нововведений за десять лет было много, а ответственных — поди найди. В результате сегодня мы засыпаем при одних тарифах, а просыпаемся при других. У бюджетных организаций не хватает денег на оплату энергетикам — отсюда задолженности, отсюда отключения.

Фракция ОВР вместе с другими центристскими объединениями недавно провели в Думе федеральный закон о том, что предельная величина тарифов на электричество и тепло будет устанавливаться правительством раз в год перед принятием бюджета. Эта мера позволит навести хоть какой-то порядок.


— У меня вопрос к депутату Володину. Дума принимает реформу электроэнергетики или нет?

— Сегодня мы требуем от правительства, чтобы оно взяло на себя ответственность за последствия этой реформы. Если правительство согласится, то будем принимать закон, если нет, то и мы скажем “нет”.

Наша фракция поставила условием голосования принятие ряда принципиальных позиций: запрет веерных отключений; государственный контроль над атомной энергетикой, гидроэнергетикой и сетевыми компаниями. Отмену авансовых платежей за электроэнергию для населения и предприятий. Иначе вместо рынка получим базар, повышение цен и ничего более.

Одно из условий нашей поддержки реформы — государство обязано гарантировать населению бесперебойное снабжение электричеством по приемлемым тарифам...



“Чиновники должны быть партийными”

— Вам звонит Галина Ивановна. Вот недавно в Думу приглашали Касьянова, чтобы пришел и рассказал, почему люди замерзают в своих квартирах. Но он с первого раза не пришел. Вячеслав Викторович, если бы Касьянов был членом партии, могло бы это произойти?

— Нет, конечно.

— Поэтому мы считаем, что все наши чиновники должны быть партийными.

— Мы тоже так считаем и даже разработали законодательную норму. Однако для прохождения этой инициативы мы не можем набрать необходимые триста голосов в Думе. Против пока выступают коммунисты и “яблочники”.

— А “Яблоко” почему против? Хорошая команда. И вашу партию мы уважаем. И с удовольствием бы в нее вступили. Вспомните, раньше невозможно было представить, чтобы на севере люди замерзали. Если начальника цеха вызывали в партком, он, извините, по дороге в штаны успевал наложить. А сейчас никто никого не боится, никто никого не уважает...


— Меня зовут Алексей. Не могли бы пояснить, в чем идеология “Единой России”? А то мы до сих пор как-то не поняли…

— 29 марта пройдет съезд партии, на котором будет принята идеологическая платформа, и вы сможете с ней ознакомиться. Но скажите, что вам дает идеология в чистом виде? Наша страна жила с коммунистическими лозунгами, и куда мы пришли? Потом перешли на другие лозунги, и что имеем? Может быть, уже хватит? Жизнь намного богаче лозунгов. И людей сегодня в первую очередь волнует не абстрактная идеология партии, а то, что эта партия может дать людям. Для вас что важнее — красивый фантик или вкус конфетки?

Хотелось бы сначала попробовать эту конфетку, а то все одни слова…

Вспомните, как мы жили еще несколько лет назад, когда принимались такие бюджеты, что месяцами людям не выплачивались зарплаты, когда страна каждый день стояла то на краю финансовой пропасти, то социального взрыва. Сравните с сегодняшним днем и почувствуйте разницу.

Да, согласен, зарплаты растут медленно, и это не те суммы, которые могут решить все проблемы людей. Слишком тяжел груз неграмотных, губительных для страны решений, которые принимались на протяжении последнего десятилетия. Мой коллега Геннадий Зюганов на одной из встреч с президентом сказал, что в 1990 году бюджет России был в десять раз больше. Тогда у страны были совсем другие возможности, но их бездарно проболтали, и сейчас мы вынуждены сталкиваться с огромными долгами, с коррумпированностью власти, которой люди не верят.



“В армии лучше служить год!”

— Беспокоит Раиса Гавриловна, 92 года. Меня очень волнует, поддержат ли депутаты введение повременной платы за телефонные разговоры? Нынче-то телефон золотой — я целых 115 рублей плачу, а скоро вообще будет бриллиантовым?

— Правительство действительно выступило с такой инициативой. Наша позиция: решение о вводе альтернативной формы оплаты за услуги телефонной связи должны принимать власти регионов.

Ведь в каждом регионе свои условия, своя ситуация. Но у людей должно всегда оставаться право выбора — переходить на повременную форму оплаты услуг связи или по-прежнему платить только абонентскую плату.


— В следующем году мой сын заканчивает школу. Как вы считаете, будет ли сокращен срок воинской службы для призывников? И как скоро?

— Мы считаем, что сокращать его нужно до одного года. При этом полгода призывник проходит “учебку”, оставшиеся полгода — непосредственно служит в войсках. Никаких метел и лопат! По окончании “учебки” должно предоставляться право — заключить контракт или спокойно дослужить и заняться делом по душе. Такой подход был бы наиболее оптимальным в период перехода армии на контрактную основу.

Когда произойдет сокращение срока службы, зависит от того, как быстро будет шевелиться власть, Минобороны, депутаты. Мы выступили с инициативой проведения парламентских слушаний по этому вопросу в конце марта. Чем быстрее решится вопрос, тем лучше. Дезертирство в армии уже перевалило критический уровень. Только по официальным данным, в бегах находятся две с половиной тысячи солдат.



“Сначала делают, а потом — думают”

— Это Марина Владимировна из Соснового Бора Ленинградской области. Говорят, нам должны вернуть льготы как жителям тридцатикилометровой зоны вокруг атомной электростанции. И якобы именно ваша фракция была инициатором возврата льгот. Я пенсионерка, и льгота была бы для меня большим подспорьем. Есть ли надежда?

— Да, надежда есть. После нашего обращения в правительство премьер дал поручение выработать конкретные шаги по восстановлению льгот жителям тридцатикилометровых зон тех десяти регионов, где есть АЭС.

— Скажите, а почему льготы отменили? Неужели мы не заслужили право хоть на малость внимания от государства?

— У нас часто так бывает — сначала делают, потом думают. Льгота по оплате тепла и света — это тот минимум, который может дать власть людям, вынужденным жить на “пороховой бочке”.

Возьмите, к примеру, Францию, где атомные электростанции вырабатывают около 80 процентов всего объема электроэнергии. Французы, проживающие рядом с АЭС, получают льготы в официально установленном порядке. А также если живут в регионе, где находится хранилище радиоактивных отходов. Льготы полагаются даже жителям той местности, где расположен атомный исследовательский центр. Платить людям, которые живут рядом с опасными объектами, — нормальная мировая практика. Так что для бюджета — это посильная нагрузка.


— Владимир Иванович из Москвы. Будет ли отменен мораторий на смертную казнь и не пора ли провести референдум по этому вопросу?

— Мораторий на смертную казнь был одним из условий вступления России в Совет Европы. Однако мы с вами знаем, что, к примеру, Англия только после двух лет пребывания в этой организации отменила у себя высшую меру наказания. Нам тоже следовало десять раз подумать перед тем, как бежать сломя голову туда, куда нам активно советуют.



“Никогда не задумывался, какой у меня вес”

— Здравствуйте. Меня зовут Олег. Я на днях где-то прочитал, что вам всего 39 лет. Как вам удается поддерживать свой политический вес?

— Тема эта достаточно сложная, так сразу не ответишь. Давайте расскажу анекдот.

Бежит заяц по лесу и кричит: “Я сильный, я сильный!”. По дороге наступает на лапу медведю. Медведь спросонья не понимает, что произошло, и хлопает зайца лапой. Летит заяц над лесом и говорит про себя: “Я сильный, я сильный. Но легкий”. Никогда не задумываюсь над тем, какой у меня политический вес. Чего не скажешь о физическом.

— А спортом вы каким-нибудь занимаетесь?

— В юности занимался борьбой, увлекался боксом. Сейчас иногда играю в футбол. В прошлом году команда фракции ОВР заняла второе место среди футбольных команд Государственной думы.


— С вами говорит москвичка, Маргарита Алексеевна. Часто вижу вас по телевизору. Хотелось бы узнать что-нибудь лично про вас. Почему вы никогда не рассказываете про свою семью?

— Наверное, потому что это вряд ли кому-то будет интересно. Интерес вызывает личная жизнь актеров, певцов, работников шоу-бизнеса и тех депутатов, которые путают законотворческую работу с шоу-бизнесом. Да и потом, если честно, я не знаю, что рассказывать. Ничего особенного в этом смысле сообщить о себе не могу. У меня хорошая семья — жена и дочь, которых мне не хотелось бы психологически травмировать, втягивая в публичность. Публичность — это прежде всего роль, которую не каждому интересно играть.

— А вам интересно?

— Это часть моей работы. И, пожалуй, наименее интересная. Но необходимая, поэтому я ее выполняю.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру