Беспокойные сердца

На Маврикии его знают не хуже, чем в Москве. После оказания медицинской помощи жителям этого маленького острова его именем названа улица. А за особое усердие при оперировании маврикийцев вручена высшая награда всемирного движения Ротари — орден Пола Харриса.

Но в нашей стране и в мире он известен как хирург первого Президента России Бориса Ельцина. Академик, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии Российского кардиологического научно-производственного комплекса РЕНАТ СУЛЕЙМАНОВИЧ АКЧУРИН уже вел личный прием наших читателей по телефону. На сей раз поводом провести пресс-конференцию в “МК” и еще раз пообщаться с читателями по “горячей линии” послужило одно замечательное событие. Вместе с генеральным директором, главным конструктором НПК “КБ ВЗЛЕТ”, заслуженным создателем космической техники России, лауреатом Государственных премий ГЕНРИХОМ ИОСИФОВИЧЕМ РОЙЗЕНБЛИТОМ доктор Акчурин продемонстрировал уникальнейшее изобретение — мини-операционную, которая умещается в небольших размеров чемоданчике... Так что информация, что называется, из первых рук: от изобретателей чудо-машины...


МАШИНА ВРЕМЕНИ

Уникальное оборудование “Космея” не имеет аналогов в мире. Именно ему представительное жюри прошедшего в марте 31-го Международного салона изобретений и открытий отдало предпочтение из почти 1000 изобретений из 42 стран мира. Двадцатикилограммовый агрегат предназначен для аортокоронарного шунтирования на бьющемся сердце. Разработан в России, нашими специалистами, на основе особо качественных “космических” материалов.


ДОКТОР АКЧУРИН СЛУШАЕТ

— Добрый день, Ренат Сулейманович. Меня зовут Сергей Казаков, возраст — 50 лет. 20 дней назад мне была сделана операция по аортокоронарному шунтированию. Хотя до этого я вел довольно спортивный образ жизни, питался без излишеств, не злоупотреблял жирной пищей, и тем не менее у меня оказались сосуды забитыми в ряде случаев на 95%. Хотелось бы знать: при каком уровне холестерина в крови необходимо принимать такие лекарства, как зокор и ему подобные? И вообще, на какой уровень холестерина надо ориентироваться? Чувствую я себя пока неважно...

— После операции прошло мало времени, наверное, рано паниковать. Сегодня вам нужна строжайшая диета. Она описана во многих книгах, в том числе переводных: “Диета живущего сердца”, “Новая жизнь сердца”. В России они продаются. И еще — контроль лечащего врача. Что касается холестерина, до пяти единиц — это норма. Поэтому зокор можно не принимать. Чем ниже холестерин, тем меньше вероятность развития вторичных осложнений в шунтах.

— Если бы ваш прибор уже был в 1995 году, вы бы его использовали при операции на сердце Бориса Ельцина?

— Могли бы использовать, и риск был бы гораздо меньше. Ведь этот прибор можно использовать примерно у половины “коронарных пациентов”. Есть больные, у которых имеются проблемы, например, ожирение сердца. Представьте себе, что хирургу трудно пробраться к артерии, надо жир раздвинуть. Для этого надо остановить сердце. Или, например, внутри артерии бляшки, тоже надо сердце останавливать, чтобы их убрать. То есть для этого есть определенные показания. Могу совершенно уверенно сказать, что, подготовив несколько команд хирургов, мы сможем выбирать наиболее оптимальный способ операции для конкретного больного.

КСТАТИ

Операция коронарного шунтирования впервые была сделана в СССР. В 1953 году Владимир Демихов выполнил ее на собаке. Потом, в 1964 году, такую же операцию, но только на человеке, впервые сделал известный ленинградский хирург Василий Колесов. Он выполнил несколько операций коронарного шунтирования. К сожалению, эти операции не нашли никакого отзыва в российской медицинской среде. Видно, операции оказались преждевременными. Кардиология того времени не имела такого уровня развития, как сейчас.


ДОКТОР АКЧУРИН СЛУШАЕТ

— Я ваша бывшая пациентка, перенесла операцию 7 лет назад. Как часто надо показываться врачу? Сердце снова стало беспокоить...

— Периодический контроль обязателен: раз в год мы считаем необходимым проведение нагрузочных проб. Если появились признаки рецидива стенокардии, надо сделать коронарографию. Сейчас есть малоинвазивные методы, хотя и более дорогие, например, спиральная компьютерная томография, которая позволяет увидеть шунты без прокалывания артерии, без контрастирования через артерии. Это можно сделать у нас, в кардиологическом НПК.

— Ренат Сулейманович? Вас беспокоит однофамилец Акчурин Альберт Ремович. Слежу за вашей работой, хочу поздравить с успехами. Здоровья вам и благополучия.

— Спасибо.

— Так долго искала случая, чтобы с вами поговорить. У моей девочки четырех лет на правой руке нет трех пальчиков. Не подскажете, куда обратиться и что можно сделать?

— Хирургией кисти, насколько я знаю, занимается отделение микрохирургии и хирургии кисти Центрального института травматологии и ортопедии имени Приорова (ЦИТО). Это у ст. метро “Войковская”. Обратитесь к профессору Гришину Ивану Григорьевичу.

— В прошлом году я сделал электрокардиографию — у меня с митральным клапаном не все в порядке. Где могут оказать профессиональную помощь?

— В Москве много мест, где лечат митральный клапан. Можно проконсультироваться в Центре сосудистой хирургии, в Институте кардиологии, в Институте трансплантации органов и тканей или в 1-м Московском медицинском институте.

— У меня больное сердце, диагноз — тахикардия наджелудочковая. Болею 10 лет. У меня по 2—3 раза в день бывают приступы. Снимаю их только финоптином. Сколько ни ходила по медицинским центрам — ни бесплатно, ни за деньги, никто не может помочь мне избавиться от приступов.

— В кардиологическом научном центре целое отделение, которое называется аритмологическое. Профессор Голицын Сергей Павлович, кардиолог, занимается именно этими вопросами. Думаю, лучшей консультации в России вам не получить.

— Меня замучила аритмия, я не знаю, что делать. Принимаю новокаинамид по 3 штуки в день. Но в последнее время аритмия не прекращается. Может, вы посоветуете какие-то таблетки?

— Вот так, по телефону, решать, какие таблетки пить? Сердце — очень серьезный орган, чтобы “за глаза” давать какие-то рекомендации. Надо идти к кардиологу, делать электрокардиографию и только потом решать этот вопрос.


МАШИНА ВРЕМЕНИ

Для того чтобы выполнить шунт, надо пережимать аорту, останавливать сердце и на остановленном сердце медленно пришивать аутовену к участку коронарной артерии. А потом снимать зажим, запускать сердце, разогревать его и потихонечку передавать функции искусственного насоса назад к сердцу. Это делается до сих пор. Операция занимает примерно час, сердце стоит... Сейчас можно сделать несколько шунтов с помощью “Космеи” и при этом не останавливать сердце, не включать искусственное кровообращение. Это действительно новое слово в медицине.


ДОКТОР АКЧУРИН СЛУШАЕТ

— Мой отец несколько месяцев назад перенес обширный инфаркт. Его лечащий кардиолог сейчас находится на больничном, а у отца в течение полутора недель сильно болит сердце. Каждый день. Может, от лекарств? Он пять видов препаратов принимает. Может, ему пока их не пить?

— Это повод для обращения к врачу. Есть же городской кардиологический диспансер, масса институтов, в том числе научно-исследовательских, в которых помогут специалисты. Лишняя кардиограмма ему не повредит, а позволит выяснить, в чем суть проблемы. Не надо терять время.

— Ренат Сулейманович! С вами говорит инвалид II группы по сердечно-сосудистым заболеваниям. В одной из публикаций “МК”, в “горячей линии”, однажды вы положительно отозвались о статинах, что они способны предотвращать инфаркты и инсульты. Мне их назначили после инфаркта. А в одной статье я прочла мнение немецких ученых: “После отмены статинов смертность пациентов от инфаркта миокарда существенно увеличивается”. Что, теперь мне пожизненно сидеть на этом лекарстве?

— К сожалению, начав принимать статины, вы обязаны “сидеть” на них постоянно: прекращение приема приводит к обострению атеросклероза. Если вы все же решите отказаться от этого препарата, надо обязательно понаблюдаться у врача и несколько раз сдать анализы. Посмотреть, что с вами будет происходить на протяжении года. Или попробовать пить через день, но постоянно. Для больных с повышенным холестерином отмена противопоказана.

— Вас беспокоит ликвидатор аварии в Челябинске-40 — там я находился во время взрыва в 1957 году. С тех пор у меня очень болят суставы и вообще все кости ломает, хоть на стенку лезь. Лечился, но толку никакого нет. Лежал в военном госпитале на Волгоградке, в 6-й больнице на Щукинской — толку никакого.

— Консультироваться нужно у специалистов по лучевым нагрузкам. И, думаю, есть смысл проконсультироваться в Артрологическом центре или в Ревматологическом институте.

— Я инвалид труда, мне 90 лет. Сделали операцию несколько месяцев назад, а шов не заживает, в одном месте гноится.

— Это бывает, когда ослаблен организм, сопротивляемость не очень хорошая, могут ниточки выходить. Организм не принимает инородного тела. Надо поприкладывать мази, левасин, например.

— Исполнилось ровно 16 лет после операции, которую вы мне делали, Ренат Сулейманович. Пять шунтов сделали. Большое вам спасибо. Вы мне как родной человек. Но сейчас снова стало очень плохо...

— Надо приехать на консультацию. Если бы сегодня не было “горячей линии”, вы бы сидели и ждали, когда окончательно прижмет?

— Ренат Сулейманович! Это звонит жена Иванова Алексея Ивановича. В прошлом году вы ему делали операцию. Я хочу вам выразить огромную признательность. Муж прекрасно себя чувствует. Он работает. Дай бог и вам здоровья и счастья.

— Спасибо.

— При каких обстоятельствах берется пункция из грудины?

— Очень много различных обстоятельств, связанных с заболеванием крови.

— Скажите, Ренат Сулейманович, а когда наши профессора будут за деньги делать иностранцам операции? У нас же столько классных хирургов! И сколько это для них будет стоить?

— Такие операции давно делаются. Сколько себя помню, эта практика и существует. Едут со всего мира. Стоят операции по-разному. Шунтирование, к примеру, 12 тысяч долларов.


МАШИНА ВРЕМЕНИ

Вакуум, газ, кислород, без чего не обходится ни одна операция, все приходит в операционную с помощью специальных выводов. Подключается машина, и создается вакуум. Нужна углекислота — достаточно включиться в определенное гнездо, и она поступит. “Космея” незаменима при чрезвычайных ситуациях: погас свет, перестали поступать кислород и закись азота, вышел из строя “вакуум”, и самое главное — когда нет возможности быстро доставить больного в стационарную операционную. Аппарат может работать в любой операционной автономно, в том числе — от внутренних источников питания.


ДОКТОР АКЧУРИН СЛУШАЕТ

— Лена из Балашихи. Сейчас очень много молодых людей умирает в возрасте 30—40 лет от сердечной недостаточности, называют это синдромом внезапной смерти. С чем это связано?

— Причин много, я назову две главные — злоупотребление алкоголем и курение. И то и другое способно сократить жизнь даже не на годы, а в три-четыре раза. В том числе быть причиной внезапно возникших нарушений сердечного ритма и внезапной смерти.

— А почему тогда кардиологи рекомендуют употребление алкоголя как сосудорасширяющего средства?

— Во-первых, эти рекомендации никакого отношения к молодежи не имеют, речь идет о людях преклонного возраста. Многие исследования показывают: у немолодых людей в результате атеросклероза замедлен кровоток в сосудах. Чтобы его улучшить, можно принимать приблизительно 50 мл алкоголя в сутки. А молодежь употребляет литрами.

— А что полезнее: вино или водка?

— Ничего не полезно. В молодом возрасте полезно жить, как человеку. А в возрасте постарше может быть и вино, и пиво, и водка (имеется в виду 50 мл). Англичане, например, рекомендуют пожилым людям в день выпивать стаканчик пива, это уменьшает риск инсульта.

— Ренат Сулейманович, здравствуйте. Звонит земляк из Неверкинского района. Хочу, дружище, тебе здоровья пожелать, долгих-долгих лет жизни. Купил газету “Московский комсомолец”, смотрю, вы! Хочу пожелать удачи в работе, мужества. Я хотя и сердечник, но никогда не жалуюсь.

— Спасибо.


МАШИНА ВРЕМЕНИ

У прибора есть очень дорогая деталь — ранорасширитель, который сделан, кстати, из титана. Весит в три раза легче всех российских аналогов. Не уступает по качеству ни одному западному образцу. Более того, он уникален: это единственный ранорасширитель в мире, который обеспечивает хирургу круговое видение раны. Кроме того, в нем сделаны специальные держатели для нитки. Также имеются съемные пластины, которые позволяют обеспечить достаточную стабильность при любой глубине раны. И его можно использовать и при операции у ребенка, и при операции у взрослого.

К тому же прибор снабжен стабилизатором, который в военно-полевых условиях помогает хирургу, как бы заменяя медсестру.


ДОКТОР АКЧУРИН СЛУШАЕТ

— С вами говорит Вера Ивановна, мне 70 лет. Полгода назад я перенесла инфаркт, все было нормально. А сейчас снова появились страшные загрудинные боли, жжет все время, не проходит. Врачи не могут ничего определить. А ЭКГ нормальная.

— Все равно надо приехать в серьезное лечебное учреждение (например, в кардиоцентр, в Центр сердечной хирургии) проконсультироваться. В Москве есть 5 или 6 мест, где занимаются лечением ишемической болезни сердца. Очень может быть, что у вас и есть обострение ишемической болезни сердца. Нужно сделать все исследования, вплоть до коронарографии.

— Мне всего 46 лет. Но у меня один клапан закрылся, а еще обнаружена мерцательная аритмия. Мне сказали, что нужно делать операцию. Не подскажете, где и сколько это будет стоить?

— Надо взять направление от поликлиники и приехать к нам в кардиологический научный центр.

— Ренат Сулейманович, дорогой, это вы? Это говорит Лейла Халиловна из Ташкента. Я тоже врач, окончила ташкентский вуз. Хотела бы проконсультировать у вас своего мужа, он перенес два инфаркта, а теперь его мучает аритмия.

— Позвоните мне в любое время с 9 до 18 часов.

— Хочу вас поздравить: вы какой-то прибор изобрели. Рад за ваши успехи и за нас, ради кого вы стараетесь. В минувшем сентябре у меня сердце зашалило. Пью массу таблеток. Но тревога не проходит. В вашу клинику можно попасть?

— Приезжайте на консультацию, вы же знаете, где я работаю.


МАШИНА ВРЕМЕНИ

Аппарат “Космея” целиком сделан на отечественной элементной базе. В ней использованы все новейшие технологии двойного назначения, которые наработаны при выпуске военной техники. Машина прошла все технические испытания, может служить и Министерству обороны, и МЧС, и МВД — работать в любых полевых условиях. Закончены и клинические испытания. Аппарат проходит сертификацию и скоро будет готов к серийному производству.


ДОКТОР АКЧУРИН СЛУШАЕТ

— Здравствуйте. Я из Хабаровска, Черепанов моя фамилия. В будущем году исполняется 100 лет со дня рождения известного кардиохирурга профессора Лобачева Сергея Васильевича. Хотелось бы вашего содействия в выпуске книги его воспоминаний. Они ни разу не издавались. И второй вопрос: слышал, проводились испытания лечения больных снижением напряженности магнитного поля Земли. Вроде бы никаких следов инфаркта миокарда на кардиограмме не остается. Применяется ли такой метод в вашем кардиологическом центре?

— Нет, не применяется.

— Добрый день. Я из Подольска. Хотелось бы узнать, как к вам попасть на прием.

— Я приема не веду, я оперирую. Каждый день! Консультации ведут специалисты в поликлинике нашего кардиоцентра.

— И как можно туда попасть?

— Приехать и записаться на прием к врачу.


Наш адрес: 3-я Черепковская улица, дом 15а. Ехать: ст. метро “Молодежная”, далее автобусом №660 до конца.

Телефон 149-00-69.


МАШИНА ВРЕМЕНИ

Для строительства современной операционной необходимо затратить десятки миллионов долларов, а стоимость “Космеи” — 80—120 тыс. долларов. Это открывает новые возможности для развития кардиохирургии на уровне участковых и районных больниц.

...К золотым рукам наших хирургов и талантливым идеям наших инженеров добавить бы еще и финансовых средств. Вот только уверенности, что это случится при нашей жизни, нет даже у самых безнадежных оптимистов.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру