У рубля Pоссии — честные люди

Сегодня правительство рассмотрит проект бюджета на 2004 год. “МК” попросил вице-премьера и министра финансов РФ Алексея Кудрина прокомментировать основные моменты главного финансового документа страны.

— Алексей Леонидович, недавно вы сказали, что этот бюджет выполняет все обещания и решения. Он стал честным. А каким он был раньше?..

— Если сравнивать нынешний проект бюджета на 2004 год и прежние бюджеты, то последние можно назвать только условно честными. Это не значит, что мы обманывали население: бюджеты выполнялись копейка в копейку. А вот с парламентом у нас шла определенная игра — то, что президент в свое время назвал торгом и предложил отказаться от такой практики. Поясню: несмотря на экономический рост, наши доходы до сих пор очень сильно зависят от экспорта нефти. Мировая цена высокая — доходов много. Если резко падает — сразу начинает возвращаться призрак дефолта. А социальные обязательства государства — каждый год постоянные и только растут. Правительство решило раз и навсегда отказаться от практики секвестра и планировать расходы на основе тех доходов, которые получит гарантированно. А все, что послал нам Господь Бог в виде высоких цен на нефть, откладывать на черный день. А депутаты всегда старались увеличить расходы: за ними стоят избиратели. Но ответственность за стабильность в первую очередь лежит на правительстве.

В этом году мы внесли бюджет по просьбе центристских фракций Госдумы, рассчитанный по максимально позитивному сценарию экономического развития с учетом высоких цен на нефть. С другой стороны, в следующем году у нас будет сформирован стабилизационный фонд, куда будут направляться “сверхнефтяные” доходы (выше 20 долларов за баррель). И трогать их никому не будет позволено.

Кроме того, депутаты понимают, что весь текущий год они выступали за снижение налогов. И кабинет министров принял соответствующее решение, которое начнет действовать с 1 января 2004 года. Но эффект от снижения налогов в виде экономического роста и дополнительных доходов мы получим не раньше, чем через 2—3 года.

Вот и получается, что бюджет-2004 можно назвать по-настоящему честным. Он соответствует возможностям государства и будет исполняться с максимальной точностью (никаких поправок об увеличении расходов в течение года, что раньше было сплошь и рядом, не будет). Также он будет социально справедливым, т.к. эти расходы нигде не сокращаются, а по некоторым направлениям — растут. И принятым в честном диалоге с парламентом и регионами, без какого-либо торга.

— Какие задачи более важны для правительства: тратить не больше, чем зарабатываем, расплатиться по внешнему долгу или поднять уровень жизни?

— Все взаимосвязано. Начнем тратить больше, чем зарабатываем, — залезем в долги. Не будем платить по внешним долгам — уйдут все инвесторы и торговые партнеры. Про рост экономики можно будет забыть. И про социалку — тоже.

— В следующем году повышение зарплат бюджетникам пока не предусмотрено. Вряд ли накануне выборов власть полностью откажется от прибавки врачам, учителям и пенсионерам?

— Мы не повышали зарплаты с конца 2001 года долгое время. За последний год все изменилось. Вот и сейчас мы предусмотрели очередное повышение зарплат бюджетникам на 33%, гос- и военнослужащим — на 11%, судьям — на 40%. Это произойдет в октябре. Когда же мы говорим о бюджете будущего года, должны отдавать себе отчет, что весь этот год обязаны обеспечить бесперебойную выплату этих увеличенных зарплат. И посмотреть, как мы сможем ее проиндексировать по инфляции. Кроме того, большая часть увеличенных зарплат попадет под регрессивную шкалу единого социального налога, т.е. будет облагаться по пониженной ставке. А это значит, что у работодателей будет больше возможностей увеличивать зарплаты. Понятно, что в бюджетной сфере пока много денег не заработаешь, но мы уже вышли на докризисный уровень. И если хотим уйти еще дальше — какое-то время нужно будет повышать зарплаты осторожно. Только за счет дополнительных доходов от экономического роста, а не временно высоких цен на нефть.

— Объясните парадокс: почему московский бюджет — с дефицитом, а российский — с профицитом?

— Дефицитный бюджет можно нарисовать за пять минут. Просто указать цифру расходов больше, чем доходов. Но никто не поймет, почему ты так сделал, если уровень жизни и развития у тебя в несколько раз выше, чем у окружающих. Почему менее обеспеченные тратят столько, сколько зарабатывают, а многим и при всем старании заработанного не хватает. Вот и получается у кого-то похлебка жидкая, у кого-то жемчуг мелкий. Поэтому федеральный центр вынужден перераспределять доходы между богатыми и бедными регионами России.

— Сделано ли что-то, чтобы переориентировать экономику с сырья на мозги и руки?

— Экономически правильное решение этой серьезной проблемы в том, чтобы снизить налоги в перерабатывающих отраслях и повысить их в сырьевом секторе — там, где наблюдаются сверхдоходы. Ни один банкир или инвестор не вложит свой рубль в переработку с прибылью даже 10%, если в нефтянке он получит в несколько раз больше...

— Скептики говорят, что в России снова слепили не бюджет развития, а бюджет выживания. Какая страна — такой и бюджет?

— На новых долгах и проедании шальных денег не разовьешься. Если примем решение жить не одним днем, а посмотреть в будущее, то не только выживем, но и станем богаче за счет собственных успехов.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру