Последний скачок

Вчера Сергей Шойгу, председатель госкомиссии по расследованию катастрофы вертолета “Ми-8”, на борту которого находился губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, сообщил, что работа завершена на 90%. Основной версией случившегося он назвал отклонение от заданного маршрута примерно на 40 км.

Первичную расшифровку самописцев (“черных ящиков”) произвели уже в Петропавловске-Камчатском, и она многое прояснила. Окончательные же данные будут получены в Москве, в МАКе. Сергей Шойгу пообещал управиться с этой работой меньше чем за месяц. Однако уже ясно, что за 1,8 секунды до того, как “черный ящик” перестал вести запись (момент крушения), экипаж попытался резко набрать высоту. Почему?

Причин, по которым пилот резко рванул штурвал на себя, может быть несколько. Первая, озвученная министром МЧС, — неожиданно возникшее препятствие (об этом вчера уже писал “МК”). При этом Шойгу провел прямую аналогию с падением другого “Ми-8” — с генералом Лебедем на борту. Тогда пилот не заметил ЛЭП. А вот что послужило преградой на этот раз, пока неизвестно.

Вторая возможная причина резкого маневра — метеоусловия. Отклонившись от курса, вертолет попал в густую облачность. Сергей Шойгу продемонстрировал спутниковый снимок, сделанный в момент катастрофы, на котором место аварии находилось в зоне очень плохой видимости. При сильном порыве ветра пилот мог не успеть среагировать на отклонение конуса несущего винта. Но так бывает, только если вертолет управляется вручную.

Наши эксперты не исключают в этом случае так называемый человеческий фактор. А вдруг кто-то из высокопоставленных пассажиров захотел лично “порулить” или попросил пилотов сделать крюк, чтобы осмотреть какой-то пейзаж? Вертолет ушел от намеченного курса и вполне мог оказаться в зоне турбулентности. В управлении ГОиЧС Камчатки корреспонденту “МК” пояснили, что “Ми-8” летел между сопкой Опала (ее высота 2460 м) и горой Хребтовая (высота 1190 м). По словам спасателей, движение воздуха между этими вершинами как раз создает эффект аэродинамической трубы.

Министр Шойгу подробно остановился на технических данных полета. “До сих пор остается неизвестной причина изменения высоты полета, — сказал он. — Докладывали, что он идет на 1350 метров, в действительности вертолет не поднимался выше 700 метров. Либо экипаж заведомо ложно информировал диспетчера аэропорта, либо это произошло по другим, неизвестным причинам”.

Так или иначе, но сама картина происшествия восстановлена. За несколько секунд до падения несущий винт отклонился назад и отрубил хвостовую балку (часть фюзеляжа, на которую крепится второй винт и хвостовое оперение). От этого вертолет полностью потерял управление, его начало раскручивать. Через открывшиеся задние створки несколько человек выбросило наружу (8 трупов было обнаружено вне кабины). Машина упала в болотистую местность, часть корпуса вошла в землю на несколько сантиметров и тяжелая двигательная установка провалилась внутрь салона.

Тот факт, что от попытки маневра до крушения прошло не более 2 секунд, говорит о том, что “Ми-8” упал с очень маленькой высоты — 13,3 метра, а не с 1,5 километра, как сообщалось ранее.

...Сегодня на Сахалине второй день траура. В ночь на среду состоится отпевание жертв авиакатастрофы, а днем на площади перед Центром международной торговли в Южно-Сахалинске — гражданская панихида. Расходы по проведению траурных мероприятий взяла на себя администрация Сахалинской области.

Всех погибших, кроме начальника департамента строительства Сахалинской области Николая Курты, планировалось похоронить на местном кладбище. Но вчера из уст патриарха Московского и всея Руси Алексия II стало известно, что губернатор Игорь Фархутдинов будет погребен в Москве. По словам патриарха, таково было желание семьи покойного, которая живет в столице.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру