Дожить до пенсии

Удивительное дело: почти два года пенсионная реформа в России шла ни шатко ни валко. И тут вдруг такое к ней внимание, такие страсти, что в стране осталось, пожалуй, всего несколько человек, умудрившихся не потерять логическую нить и понять, что к чему. Попробуем вместе разложить все по полочкам и ответить хотя бы на главные вопросы.


1. Кто участвует в пенсионной реформе?

Молодежь: мужчины моложе 51, женщины — 46 лет. Или 40 миллионов человек. Однако примерно у каждого четвертого из них накопительные счета пусты, то бишь работодатель ничего туда не перечислил. Таким образом, пока распоряжаться своими пенсионными деньгами смогут (если, конечно, захотят) только 30 миллионов россиян.

2. Из-за чего разгорелся весь сыр-бор?

Из-за Пенсионного фонда и его “писем счастья”. Изначально предполагалось, что граждане, участвующие в реформе, получат уведомления о том, сколько они накопили за 2002 год, до 1 августа нынешнего года. Однако этого не случилось. Кто виноват — неизвестно: министры переводят стрелки друг на друга. Пенсионный фонд сваливает на Минсвязи (дескать, почта плохо работает). Почтовики, в свою очередь, отвечают, что им просто нечего пересылать. В результате на сегодня уведомления получили лишь единицы. Как признался премьер Касьянов, “письмо счастья” не дошло даже до него. Чего уж говорить обо всех остальных?

Естественно, срок рассылки пришлось продлить. Дата окончания сдвинулась аж на 4 месяца — до 1 ноября. Естественно, автоматически “поплыли” и остальные этапы реформы. Потому как по закону граждане должны были определиться, кому доверить свои накопления, до 15 октября. Теперь понятно, что до декабря и думать об этом не приходится.

3. Нужно ли вообще делать выбор?

Кто не рискует, тот и не пьет шампанское. Тем более что гарантий сохранности ваших денег на старость, вопреки расхожему стереотипу, не дают ни частные управляющие компании, ни государство. Как уверяют в Минфине, весь процесс вложения пенсионных денег в ценные бумаги будет жестко контролироваться. Однако от резких скачков цен на фондовом рынке не застрахован никто. Да и кто даст стопроцентную гарантию, что государство не захочет использовать сбережения граждан на собственные нужды.

В общем, выход очевиден: нужно выбирать. Вот и Касьянов заявил вчера, что, если у него будет время подумать, кому отдать свои кровные, он выберет частную инвестиционную компанию. А первый замминистра финансов Алексей Улюкаев рассказал, что передаст свои накопления частникам “из демонстрационных соображений”. В целом, по прогнозам экспертов, заберут у государства свои деньги от 5% до 20% граждан.

4. Как правильно и кого выбрать?

В первый год суммы у всех будут небольшие — в среднем 1500 рублей. А это значит, что их можно вложить без особого риска в любую компанию. Тем более что узнать, кто из 55 выбранных Минфином “частников” лучше, практически невозможно. Большая их часть — новички на этом рынке. К тому же, сколько Зурабова ни просили разослать гражданам информацию о допущенных к пенсионным деньгам компаниях, он этого так и не сделал. Поэтому все новости придется черпать только из рекламы. Получается, что Пенсионный фонд не стал заботиться об одинаковых условиях для всех: кто красивее себя подаст, тот и сорвет куш.

Впрочем, раз в год нам можно будет переходить из одной компании в другую. Так что в конце 2005 года рекомендуем проанализировать показатели доходности каждого частного фонда и довериться тому, кто наиболее эффективен и наименее рискован. Впрочем, в следующем году делать этого не стоит: из-за сдвига реформы частники смогут начать работу с пенсионными накоплениями не раньше апреля-мая. А это значит, что показатели государственного Внешэкономбанка, который все это время по умолчанию будет заботиться о наших кровных, окажутся выше. Вот такой получается бюрократический обман.

5. Что будет с пенсиями людей, работающих на вредных производствах?

Руки нынешних депутатов до “вредных” пенсий не дойдут. Это уже не предположение, а факт. Как стало известно “МК”, закон о профессиональных пенсиях будет обсуждаться весной уже другим парламентом. И не исключено, что и вноситься он будет новым правительством.

Какие конкретно предложения получат парламентарии в весеннюю сессию, никто пока не знает. Вариантов — масса. Впрочем, ясно одно: чиновникам придется пропихнуть еще один закон, который продлит срок действия старых правил назначения вредных пенсий. Если этого не случится, то работники опасных производств потеряют не один, а два года стажа — 2003 и 2004 гг. Но, как заверил “МК” первый замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев, такого не будет: “Мы сделаем все возможное”.

Вот такая на первый взгляд вырисовывается картинка. Копать глубже пока не стоит — можно утонуть. Пусть сначала чиновники во всем разберутся.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру