Последнее китайское предупреждение

Два года назад российские самолеты перестали летать в Европу. Похоже, это было только начало. Как стало известно “МК”, скоро для наших лайнеров закроется не только западное, но и восточное направление перевозок.


Речь идет о китайском направлении — самом прибыльном и сверхкриминальном. Бывшие военные “Ил-76” редко взлетают из Поднебесной с перегрузом меньше чем 10 тонн. Поддельные накладные, “черная” растаможка — это еще самые невинные “шалости” в цепочке доставки груза в Россию. Авиационным властям эти факты хорошо известны, “МК” тоже писал об этом не раз. Впрочем, Китай снабжает своими товарами чуть ли не треть мирового рынка, и баснословные барыши решают все.

Две страны взаимно разрешают своим авиакомпаниям летать друг к другу и определяют количество рейсов с каждой стороны. Лет 10—15 назад китайцы практически не имели собственной грузовой авиации, и весь экспорт вывозился самолетами стран-импортеров. Так, только на российском направлении работают 17 наших транспортных авиакомпаний, совершая около полусотни регулярных рейсов в неделю. У китайцев же до недавнего времени не было ни одного назначенного грузового перевозчика.

Однако китайцы за последние годы резко обновили авиапарк и приобрели современнейшие европейские и американские самолеты, в том числе и грузовые. Теперь они хотят летать и зарабатывать сами. Китайские власти обратились к странам-импортерам с просьбой установить паритет в перевозках и разрешить их лайнерам выполнять грузовые рейсы наравне с “грузовиками” тех стран. Просьбу тут же удовлетворило большинство стран. За исключением России. Лишиться половины сверхдоходных рейсов даже ради соблюдения международных правовых норм наши чиновники не захотели.

Осенью прошлого года китайская сторона в первый раз официально обратилась к России с просьбой предоставить коммерческие права на перевозку груза из Китая в Россию одной из своих компаний. Однако наша делегация от госслужбы гражданской авиации дважды завалила переговоры, отказавшись разрешить китайцам совершать хотя бы 4 рейса. Официальную российскую делегацию госоргана на весенних переговорах возглавлял... уже ушедший с госслужбы пенсионер г-н Рожков, бывший зам. руководителя ГСГА и на тот момент советник на общественных началах одной из российских авиакомпаний. Недавно китайцы предприняли третью и, похоже, последнюю попытку получить от ГСГА законно полагающиеся им права, однако российская делегация за два дня до переговоров просто отменила уже подготовленный визит. Четвертый раз китайцы становиться в позу униженного просителя вряд ли будут.

— Они просто введут ограничение по шумам, как это сделали в Европе, — считают авиационные аналитики. — И такие разговоры уже ведутся. Для китайцев это не помеха — весь их парк составляют практически новые “Боинги” не старше 5—7 лет, то же самое относится и к прилетающим к ним американским, европейским и азиатским компаниям. Таким образом, Китай сделает еще один шаг к прогрессивным международным нормам, а для России закроется еще один рынок.

В управлении внешних связей ГСГА добиться хоть каких-то разъяснений так и не удалось.

Два года назад здравые люди рассуждали о необходимости развивать авиапарк для сохранения возможности полетов в Европу. Возможности были упущены, Европу мы потеряли.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру