Семнадцать мгновений рабочего и колхозницы

Осень 2003-го можно смело назвать “периодом большого демонтажа” в Москве. На Воздвиженке теряет этажи Военторг, на Манежной начали разбирать громадину гостиницы “Москва”. А через несколько дней придет очередь монумента “Рабочий и Колхозница”. Но его не собираются заменять новой поделкой, а восстановят после ремонта в изначальном виде.

Предстоящая процедура ясна: сначала им отрежут кисти поднятых рук, потом сами руки, затем головы... Уменьшенная гипсовая копия памятника, стоящая в мастерской скульптора Вадима Церковникова, расчерчена линиями, показывающими, как именно будут расчленять творение Веры Мухиной для отправки на реставрацию. Огромную скульптурную композицию высотой почти 25 метров разделят на 17 блоков.

Советская власть, одним из символов которой являлся этот монумент, так и не позаботилась о своевременном его ремонте. Начало XXI века “Рабочий и Колхозница” встретили в самом плачевном состоянии. Стальные листы оболочки в некоторых местах прохудились, сильно обветшал внутренний каркас...

— Памятник обследовали специалисты в области материаловедения, — рассказывает Церковников. — Выводы их самые неутешительные: если вдруг при температуре ниже минус 20 градусов в столице разгуляется ураганный ветер, скульптура может попросту сломаться!

Решение о реставрации мухинского монумента приняли в январе 2002 года. Проектные работы были поручены авторскому коллективу производственно-технических мастерских “БИОР”, в состав которого вошли помимо скульптора В.Церковникова архитекторы А.Савин и Ю.Калиниченко, а также ученые, доктора наук Е.Дьяков и В.Соколовский.

Изучение внутренних конструкций памятника оказалось делом очень непростым.

— Там внутри сплошные переплетения швеллеров и балок, — качает головой Церковников. — Я как-то полез в один из этих лабиринтов — и застрял. Ни вперед, ни назад! Пришлось вырезать часть металлических креплений... А вот откинутая в сторону рука Рабочего (между прочим, более 6 метров в длину) уникальна по своему “анатомическому устройству”: при установке памятника в Москве профессор Львов спроектировал для нее бескаркасную конструкцию — по аналогии с фюзеляжем самолета.

Главная задача при разборке монумента — не повредить его тонкую (всего 0,5 мм) стальную оболочку. Авторы проекта уже разработали для каждого из 17 блоков “Рабочего и Колхозницы” специальные конструкции внутренних и внешних опор. С помощью них все “фрагменты тел” перевезут на территорию ЦНИИ стальных конструкций Госстроя РФ, где и будет проходить реставрация.

— В ходе ее придется сделать новый каркас, — поясняет Вадим Михайлович. — Для определения его требуемой прочности мы даже собираемся прибегнуть к помощи специалистов из Института аэродинамики. Сейчас делаем еще одну уменьшенную копию памятника (отливаем ее из строительной пены!), которую отправим в ЦАГИ, — там ее “продуют” в аэродинамической трубе. Это необходимо, учитывая возросшую вероятность очень сильных ветров...

Проект, подготовленный авторским коллективом “БИОРа”, одобрен на совместном заседании Центрального научно-методического совета Министерства культуры и Главного управления охраны памятников г. Москвы. На наружную оболочку памятника предполагают, для повышения ее химической устойчивости, наносить титан. Специалисты из “космического” НПО “Луч” под руководством Е.Дьякова персонально под “Рабочего и Колхозницу” разработали новый способ реставрации скульптурных монументальных произведений из нержавеющей стали.

В свое время Вера Игнатьевна Мухина даже не догадывалась, что создает самый большой в мире конструктор “Собери сам”. Предстоящая после всех восстановительных работ сборка памятника — уже на новом, более высоком постаменте — будет третьей в биографии этого монументального произведения. Зато, как утверждают авторы проекта, следующей разборки-сборки не потребуется по крайней мере лет 150. Такие гарантии обеспечивают новые технологии, которые используют при нынешней реставрации памятника.

Пьедестал неподалеку от Северного входа на ВВЦ окончательно опустеет к 1 ноября. По плану “Рабочий и Колхозница” будут “проходить курс лечения” почти два года. Все работы оцениваются в 30 миллионов долларов. А в 2005-м москвичи вновь смогут увидеть этот знаменитый памятник.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру