Что будет стоить страховщика построить

О навязанном страховании гражданской ответственности сказано все. Или почти все. Во всяком случае к пасквилям, фельетонам, анекдотам и прочим, изобличающим сущность “обязаловки”, выступлениям “Автосалуна” добавить более нечего.

Но мы с удовольствием предоставляем возможность поделиться соображениями о навязанном автостраховании тем, кто вынужденно стал обладателем полиса “автогражданки”, уже попал в ДТП и на собственной шкуре оценил его несомненные “достоинства”.

Итак, сегодня — первый крик застрахованной души…


“Солнечным сентябрьским утром мой мирно отдыхавший на стоянке совершенно новый автомобиль “ИЖ” подвергся нападению водителя–камикадзе. Неизвестный мне обидчик, смывшись с места ДТП, тем не менее оставил на лобовом стекле мятый листок бумаги, гласивший: “Разбор аварии в ГАИ 1 октября. Моя ответственность застрахована”.

Все написанное, на удивление, оказалось правдой: в ГАИ меня встретили весьма очаровательная виновница аварии и ее страховщик. Последний любезно выдал мне номер телефона своей страховой компании “Авест” и пообещал, что полное материальное утешение я найду именно там.

К вечеру следующего дня, напрочь загубленного у телефона, я услышал-таки вожделенное “алло” и робко изложил просьбу о возмещении мне убытка. После короткого “минуточку” голос исчез, а вместо него через левое ухо наполнять весь мой ослабленный организм начала великая классическая музыка. Исполнив две сюиты и одну рапсодию, трубка опять заговорила человеческим голосом: “Что вы хотите?” Я еще раз старательно изложил просьбу. “А-а… — протянула трубка. — Сейчас соединю”. И снова — концерт. В антракте прорезался другой голос: “Алло”. Я повторил. Голос, лениво: “…Сейчас посмотрю”. Концерт. И наконец: “На вас данных нет. Звоните завтра”.

Через три дня симфонических концертов я наконец получил номер телефона, по которому можно сообщить свои данные, сообщил их и выслушал торжественное обещание быть в числе приглашенных на осмотр покалеченного автомобиля. Через неделю свершилось: позвонили из компании “Апекс групп” и предложили поучаствовать.

На месте осмотра эксперт был немногословен: “Дверь менять, крыло — второй ремонт, задняя дверь — третий ремонт”. Напоследок оценщик прострелил меня навылет озабоченным взглядом и бросил: “Больше я, пожалуй, ничего не вижу”.

Пока эксперт насиловал логарифмическую линейку, я в поисках мастеров, способных выполнить кузовной ремонт, нанес визит восьми автосервисам и выяснил, что цены на восстановление моего подбитого автомобиля везде примерно одинаковы. И лежат в границах 15—17 тысяч рублей.

К тому времени, то есть через десять дней (вместо обещанных трех), калькуляция наконец-таки была готова!

А потому карданом по голове мне дали лишь к утру одиннадцатого дня: сумма ущерба, по разумению того самого эксперта, составила… 8 тысяч 582 рубля. И ни копейкой больше!

В “Апекс-групп”, куда я приехал выпустить пар, автоэксперт голосом Тараскина из фильма “Место встречи изменить нельзя” завел с троекратным повтором: “Усё, гражданин, правильно, усё верно, калькуляция сделана по утвержденным расценкам, а именно — по стоимости нормо-часа завода-изготовителя”.

Большого труда мне стоило достать эти расценки. Не буду говорить о “нормо-часах”: при виде этих цифр автослесари теряют всяческий интерес к жизни. Назову лишь одну цифру: стоимость мытья автомобиля с учетом этих расценок составляет… 48 рублей.

В страховой компании “Авест” тоже были невозмутимы: “Усё правильно, усё верно…” Однако на мое предложение, если “усё правильно”, отремонтировать мой автомобиль за эти деньги, страховщики сначала было сильно смутились. Но затем спохватились: “Мы машины не ремонтируем. Мы их только страхуем!” (Многократное эхо последнего слова до сих пор носится в моих ушах…)

В дверях, неизбежно указывающих путь на улицу, один из юношей “капсомольского отряда менеджеров” обмолвился: мол, есть у них техцентры, да только ремонтируют там машины их собственных клиентов. А вы, мол, товарищ, совсем не из нашего колхоза будете…

Так вот, господа хорошие, с нижайшим поклоном обращаюсь ко всем, кто знает: что делать с такими страховщиками, которых в период грядущего разгула обязательной “автогражданки” по стране будет видимо-невидимо и где можно отремонтировать автомобиль за полцены?

И что делать, если я так и останусь у разбитого корыта? Может быть, разогнаться и вдарить по рядам новеньких иномарок, стоящих около вышеназванных компаний?

Пусть они получают страховые выплаты по своим расценкам…

Нил ЛАВРЕНТЬЕВ”.

Комментарий Коллегии правовой защиты автовладельцев

Вдарить вы всегда успеете. Но прежде всего вам необходимо выяснить, наделен ли ваш не в меру скромный оценщик соответствующими полномочиями. Иначе говоря, вы должны потребовать у него предъявить (а он не вправе будет вам отказать) лицензию на осуществление оценочной деятельности и результаты профессиональной аттестации. Это — весьма внушительный документ, совсем не похожий на филькину грамоту, выдаваемый в рамках Закона “Об обязательном страховании…” исключительно для оценки ущерба при “обязаловке”. Впрочем, не тратьте время попусту: такую грамоту ваш скромный оценщик вряд ли вам предъявит, ибо Правительство России до настоящего времени не утвердило не только требования к экспертам-техникам и порядок их аттестации, но даже и правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. И ваш оценщик, стало быть, никакими полномочиями на оценку в рамках Закона об “обязаловке” не наделен! Равно как не имеет под рукой (и не может иметь, ибо они отсутствуют в природе) критерии оценки ущерба, причиненного в рамках пресловутого закона.

Таким образом, вы вправе считать, что страховая компания не проводила оценку причиненного вам ущерба, ибо 8 с лишним тысяч рублей были подсчитаны не уполномоченным на то лицом.

А коли так, то в соответствие со статьей 12 Закона “Об обязательном…” вы можете представить свой автомобиль на оценку любой понравившейся вам (и имеющей соответствующую лицензию) оценочной компании, ибо пункт 4 указанной статьи гласит, что потерпевший (если страховщик не организовал независимую экспертизу в течение пяти рабочих дней) вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой. У вас же есть все основания считать, что страховщик в отсутствие правительственного постановления даже при всем желании не мог назначить независимую экспертизу. При этом, однако, может возникнуть та же самая закавыка: если в природе нет оценщиков по “обязаловке”, то их нет ни для кого, в том числе — и для вас. И в этом случае вам придется руководствоваться еще и статьей 15 Гражданского кодекса России.

Таким образом, причитающаяся вам сумма будет установлена иной, непричастной к страховщику оценочной компанией. И на основании независимой оценки вы сможете требовать у страховщика (в добровольном, а скорее всего — в судебном порядке) возмещения причиненного вам ущерба.

Однако важно иметь в виду, что даже воистину независимая экспертиза не насчитает вам те 15—17 тысяч рублей, за который автосервис готов придать вашему автомобилю божеский вид. Ведь расчет стоимости восстановительного ремонта даже независимый оценщик будет производить с учетом износа деталей вашего автомобиля, года его выпуска и стоимости необходимых нормо-часов. Но если ваш автомобиль еще пребывает в младенческом возрасте, то разница между стоимостью новых деталей (а старые вы вряд ли пожелаете ставить) и стоимостью уже слегка изношенных до аварии будет невелика. И, таким образом, не исключено, что рассчитанная вашим оценщиком стоимость запчастей почти совпадет с их стоимостью у автосервиса.

Кроме того, вы вправе будете представить суду (если дело дойдет до судебного рассмотрения) калькуляцию сервиса с указанием фактически понесенных вами затрат на восстановительный ремонт. Если они будут значительно выше стоимости, указанной вашим оценщиком, вам придется доказывать в суде, что вам пришлось ставить позолоченный бампер и хромированную дверь лишь потому, что обыкновенных найти не удалось.

Но в любом случае будьте готовы к тому, что в результате всех судебных прений вам лишь удастся максимально приблизить сумму страховых выплат к сумме реально понесенных вами затрат. Такова, увы, диалектика страхового дела.

И пусть вам не будет обидно, если окажется, что игра не стоила свеч.

…Запретив вводить мораторий на “обязаловку”, российский президент намедни фактически провозгласил: чтобы не было досадно трем миллионам застраховавшихся, обуть надо и оставшиеся двадцать семь.

В многочисленной компании братьев по несчастью вам будет веселей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру