Бородин? Колосков?

Это совпадение, что два очень значимых события в жизни страны и футбола почти совпали по времени — выборы в Госдуму и президента РФС. Но уже много десятилетий спорт, и прежде всего футбол, накрепко связан с политикой. И чем дальше, тем зависимость одного от другого будет все крепче и необходимее. Больше — властям предержащим.


Весь мир видел, как чопорная королева Англии обнимала футболистов сборной — чемпионов мира, как президент Ширак торжествовал в майке сборной Франции. Это была победа не только сборной, но прежде всего страны. Знакомый журналист рассказывал: “Если бы Пеле захотел стать президентом Бразилии, то наверняка победил бы на выборах. Каждый бразилец заставил бы и жену голосовать именно за короля футбола”. Я видел, как лидер ЛДПР ВВЖ в ложе лужниковского стадиона на матче “Спартак”—“Динамо” напялил майку с эмблемой “С”, надписью на спине “Аленичев” и кричал возбужденной публике: “Мы победим!”. Видел, как генсек Брежнев принимал поздравления по случаю дня рождения в ложе Дворца спорта не от министров, а от Третьяка, Васильева, Макарова. Сегодня карьера губернатора, мэра во многом зависит от успехов футбольной команды. Принцип “если не хлеба, то зрелищ” — живет и побеждает.

Проблема — кто станет президентом? — овладела футбольной общественностью. Теми, кто интересуется футболом с трибуны, питаясь слухами и домыслами, основанными на информационных сообщениях, часто высосанных из чужого пальца, — их миллионы, — и сотнями специалистов. Борьба острая, компромиссы исключаются. У каждой “фракции” — свой кандидат. Их осталось два. Заранее сняли свои кандидатуры Степашин и Драганов. 4 декабря официальным письмом уведомил РФС об отказе баллотироваться Потанин.

Итак, два. Бородин. Не знаю второго человека в стране, который бы так помогал футболу и футболистам. Был у него в кабинете в бытность Бородина управляющим делами президента. В течение двух минут он решил, казалось бы, неразрешимые проблемы Фонда Стрельцова — помещение, ремонт и другие. Могу перечислить десятки имен футболистов-ветеранов, которым он буквально помог встать на ноги, организовав и оплатив сложные операции...

Не нужно слыть академиком-аналитиком, чтобы просчитать в случае избрания Бородина методу руководства РФС. Ясно, что от постоянной работы Бородин не уйдет. Он — генсек Союза России и Белоруссии, на пост которого он утвержден президентами обеих стран.

Но должность президента РФС требует постоянного присутствия: работа рутинная. Необходимо до мельчайших деталей знать болевые точки нашего футбола, отладить отношения не только с клубами, но и с руководителями регионов, мэрами. Постоянно колесить по России, решая вопросы на местах. Ясно, что руководить в таком случае будут ставленники Бородина. Уже называются конкретные фамилии.

Для достижения целей, решения проблем сегодня, да и всегда, личностные отношения имеют огромное значение. Для президента ФИФА Блаттера и УЕФА Юханссона Бородин — человек малознакомый. Руководителей мирового футбола принимают короли, президенты, премьер-министры. И это подчеркивает значимость футбола. Должны пройти годы и годы самого тесного общения, чтобы стать в ФИФА и УЕФА своим. Пример. У мэра Лужкова — самые что ни на есть дружеские отношения с Юханссоном. 27 ноября в Москве “Торпедо” в Кубке УЕФА принимало испанский “Вильярреал” на искусственном газоне. А ведь решение, играть или не играть на таком покрытии, последует только в 2005 году. Проблему решил звонок из московской мэрии в Стокгольм.

Теперь о Колоскове. В ФИФА и УЕФА он не только свой, но и один из авторитетнейших руководителей. Помню, на чемпионате Европы в ложе почетных гостей сидел бывший в то время президентом ФИФА Авеланж. Его растопыренная левая ладонь лежала на рядом стоящем кресле. В ложу прибывали сановные персоны, члены МОК, финансисты мировой значимости. Все здоровались с Авеланжем, искоса поглядывая на пустое кресло — с затаенной надеждой, что он пригласит их занять место. Авеланж почтительно, с легкой улыбкой раскланивался и не более того. Появился Колосков, и послышалось: “Слава, Слава” — и приглашение рукой присесть рядом. Авеланжа сменил Блаттер, и Колосков очень много сделал для его избрания. Нет, это не мафия. Это взаимоотношения.

Колосков знает все болевые точки нашего футбола, знает руководителей регионов, мэров городов, тренеров, судей, президентов клубов. Есть ли претензии к его работе? Безусловно. Их немало. Например, нужны решительные действия к продающим и покупающим очки, что вызывает законное негодование тысяч и тысяч людей, отторгает их от футбола. Нужно раз и навсегда лишить права работы арбитров, “сплавляющих” команду или вручающих победу за деньги. Раз и навсегда запретить совместительство работы тренера в сборной и клубе. Что касается футбольных школ, качества полей и т.д. — эти проблемы следует настойчиво решать на уровне государственной программы.

Меня очень занимает вопрос: почему Ярцев отложил подписание договора с РФС по результатам отчетно-выборной конференции? Зная его много лет, смею утверждать, что вопрос не в сумме оплаты: он не стяжатель. В чем же дело? Ведь сборная будет существовать при любом президенте РФС. Ярцев набрал много вистов, вытащив сборную из глубокой ямы в финал чемпионата Европы-2004, и имеет право выбора, с кем работать. Главное — чтобы это было его решение.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру