Там ртутью пахнет

Вписаться в рыночную экономику любому предприятию непросто. Мало наладить технологию, удержать кадры. Надо еще найти свою нишу на рынке. На клинском заводе “Термоприбор”, выпускающем градусники, последнюю проблему решили до гениальности просто. Содержащие ртуть отходы они вываливают прямо на окраине Клина. Население, наглотавшись ядовитых испарений и чувствуя подступающую дурноту неизвестного происхождения, первым делом бежит, естественно, в аптеки... за градусниками. Ну а спрос, известное дело, рождает предложение. Такой вот получается “замкнутый цикл”.

Свалка существует уже полвека. За это время она разрослась с отведенного поначалу одного гектара до пяти. Несмотря на тревогу, поднятую в последние годы экологами, местные жители большого внимания на источник отравы не обращают: “придышались”, говорят. Водитель заглохшей неподалеку машины, у которого мы остановились, чтобы спросить дорогу, со знанием дела сообщил:

— А чего вы сейчас приехали? Это летом мальчишки там все чего-то ковыряются, а сейчас пусто...

...Въезд на свалку, кое-как огороженную и громко именуемую “полигоном технологических отходов”, загораживают ржавые ворота. В закрытом положении створки удерживаются куском стальной проволоки. Пройти на территорию, разумеется, не составляет большого труда. Так же, как и обнаружить в проталинах снега стеклянный “бой” — трубки, колбы и прочие разнокалиберные мензурки. Никакой охраны опасной зоны нет и в помине. Хотя по вредности для здоровья специалисты приравнивают ртуть к радиации. Соединения ртути, накапливаясь в организме, поражают нервную систему, вызывают изменения крови, нарушения двигательной функции, секреции желудочно-кишечного тракта и т.д.

Когда свалку только зачинали, о таких материях, как здоровье и тем более экология, никто не задумывался. До мерихлюндий ли, если стране победившего социализма нужны социалистические градусники. Да и технологии переработки ртутьсодержащих отходов еще не существовало. Сейчас такая технология и соответствующие установки есть, и, по словам работников завода, последние два-три года на свалку ничего не вывозится. Но даже если это и так, со старыми “запасами” все равно надо что-то делать.

— Главную опасность представляют пары ртути, — говорит руководитель районного филиала Минприроды Виктор Ковалев. — Они появляются, как только воздух прогревается до 18 градусов. Завод неоднократно получал предписания провести рекультивацию свалки, но там говорят, что у них нет денег. По разным оценкам, на это требуется от 3,5 до 30 миллионов долларов.

Исходя из здравого смысла проблема клинского полигона, наверное, могла бы быть решена путем включения в какую-нибудь областную или даже федеральную экологическую программу. Но пока ею никто, кроме экологов, даже серьезно не интересуется. И это притом что по детской заболеваемости Клинский район опережает всех своих соседей — истринцев, дмитровчан, солнечногорцев... А еще местные жители подметили закономерность: тема экологии всегда “всплывает” накануне местных выборов. Стало быть, победив на днях, действующая команда ближайшие четыре года может спать спокойно. Чего не скажешь о жителях райцентра и окрестных поселений.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру