Когда мы полетим на Марс?

В Институте космических исследований РАН состоялась встреча журналистов с ведущими специалистами, занимающимися исследованиями Марса. Конечно же, не обошлось и без вопроса, давно уже ставшего классикой. Про существование жизни на нашем космическом “соседе”. Реплика, услышанная от одного из профессоров, прозвучала весьма интригующе: жизнь на Марсе совершенно точно была по крайней мере еще несколько лет назад!

Сразу же вслед за этим сообщением уважаемый мэтр пояснил ситуацию: “начинка” первых советских космических кораблей, которые были запущены на планету в 1970-е годы, была плохо простерилизована. Когда эти аппараты разбились на поверхности Марса, различные микроорганизмы, путешествовавшие в качестве непрошеных пассажиров, получили марсианскую “прописку”.

А если говорить серьезно, то, по мнению доктора наук Льва Мухина, однозначного ответа про обитаемость Марса дать до сих пор невозможно. Хотя Красной планетой занимаются сейчас очень активно. Как поясняют специалисты, фактически начался второй этап изучения Марса — исследуется его климат, геологическое строение и ведется поиск возможных признаков существования хотя бы примитивнейших живых существ.

— Специальная аппаратура, предназначенная для обнаружения следов живых организмов, была установлена на спускаемом модуле “Бигль”, который, к сожалению, погиб при недавней посадке на поверхность планеты.

Однако спуск “Бигля” на Марс — это лишь один из элементов обширной исследовательской программы “Марс-экспресс”, осуществляемой Европейским космическим агентством. Основной аппарат “Марс-экспресс” 26 декабря 2003 года успешно вышел на околомарсианскую орбиту и теперь “накручивает” обороты вокруг планеты на высоте до 260 км над ее поверхностью.

Россия тоже участвует в этом проекте ЕКА. Именно благодаря установленным на борту марсианского аппарата спектрометрам, созданным по проектам наших ученых, на Марсе обнаружены явные признаки наличия воды. Буквально несколько дней назад были получены первые спектры отражения, переданные нашим прибором “ОМЕГА”. Они позволяют с уверенностью утверждать: в области южной полярной шапки планеты обнаружены детали, типичные для “натурального” водного льда! Наличие воды — серьезная “улика”, которая дает основания более уверенно говорить о возможной (по крайней мере в прошлом) жизни на Марсе.

Сейчас на орбите Красной планеты работает 3 искусственных спутника — два американских и европейский. На подлете — еще один, запущенный японцами. Кроме того, на поверхность “примарсились” два американских аппарата. Российское участие в исследованиях Марса не столь масштабно, как в прежние годы. Однако в планах отечественных ученых очень серьезный проект “Фобос-грунт”, целью которого является детальное изучение спутника Марса Фобоса и доставка на Землю образцов грунта с него. Старт этой космической экспедиции намечен на сентябрь 2009 года. Что же касается отправки человека на Марс...

— У нас сейчас есть техническая возможность подготовить и осуществить высадку космонавта на Марсе, — утверждают специалисты Научно-исследовательского центра им. Г.Н.Бабакина. — Однако для подобного проекта нужны гигантские средства. Бюджет их явно не потянет, но если народ захочет запустить космонавта “в складчину”... По самым скромным прикидкам, в общую “копилку” каждому из нас — в том числе детям, старикам — нужно внести по 100—150 долларов.

Ну что, граждане, будем скидываться?