Каменные страсти

Редкий случай, когда выставка, включающая в себя только скульптуру, буквально переполнена эмоциями. Но надо знать авторов этих произведений. Огюст Роден, Анна Голубкина, Камилла Клодель — три имени, составлявшие если не романтический треугольник, то выразительную группу ярчайших представителей жанра, где Роден был учителем, а Голубкина и Клодель — ученицами.


Cтоль нетрадиционно Третьяковская галерея решила отметить 140 лет со дня рождения Анны Семеновны Голубкиной, замечательного скульптора, не менее, а может быть, более талантливого, чем Мухина, однако незаслуженно остававшегося в тени автора “Рабочего и колхозницы”. Для выставки в Инженерном корпусе выбран один из интереснейших эпизодов ее жизни — учеба у великого Родена в тот самый момент, когда мэтра покинула другая его ученица, любовница и муза — Камилла Клодель. Экспозицию составили 30 работ Голубкиной, 5 произведений Клодель, 15 скульптур и 9 рисунков Родена. Кроме самой Третьяковки и музея-мастерской Голубкиной скульптуры предоставили Пушкинский музей, музей Льва Толстого, а также швейцарский фонд Пьера Джонадда, музеи — д’Орсэ и Родена.

Голубкина предстает во всей своей мощи, особенно на фоне работ Клодель, которая, несмотря на талант, так и осталась “тенью” учителя. Схожесть двух учениц Родена выразилась, может быть, в единственном: и у той, и у другой есть работы под названием “Волна” (барельеф Голубкиной, как известно, украшает вход МХАТа). Анна Голубкина была уникальным художником. Девушка из Зарайска, из абсолютно простой семьи, тянулась к творчеству. Когда стало ясно, что ее не понимают коллеги в России, она заработала стипендию и отправилась в Париж, к Родену. Он ее признал. И Голубкина, получив желаемое признание мэтра, тут же наперекор и вопреки рекомендациям лепит свою первую большую работу — “Старость”, которая получила бронзовую медаль весеннего салона 1899 года. Но уроки учителя не забыты: спустя 8 лет Анна Семеновна написала Родену: “...Я всегда буду благоговеть перед Вами, как перед великим художником и человеком, давшим мне возможность жить...”

Сотрудники галереи боялись перегрузить выставку и даже отказались от двух небольших скульптур Родена. Эти нашумевшие скульптуры, похищенные в 2000 году из мемориала “Сталинградская битва” в Волгограде и только что найденные, уже ничего не могли добавить к концепции выставки “Встреча через столетие. Роден, Голубкина, Клодель”, которая будет открыта в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по 25 апреля.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру