Тайна 11-й колонны

Нет сомнений в том, что выяснение причин страшной трагедии в Ясеневе будет сложным, долгим и наверняка драматичным. Определить, кто виноват, может, даже сложнее, чем возвести аквапарк.

Разговор корреспондента “МК” с Нодаром Вахтанговичем Канчели, главным конструктором объекта — купола аквапарка, его комментарии и переданные в редакцию документы лишний раз подтверждают это.

— Правда ли, что вы из свидетелей по делу переведены в разряд подозреваемых?

— Я сейчас член комиссии, свидетель, но не подозреваемый. Но безусловно уверен, что буду переведен в подозреваемые. Однако пока что такого факта нет. 10 марта все организации, которые должны дать заключения по происшедшей катастрофе, дадут их, и примерно в течение недели все, кого касаются их выводы, должны дать ответы на вопросы экспертизы. Тогда можно нормально говорить.

— Как бы вы прокомментировали слова прокурора Москвы, что “экспертиза следов взрывчатых веществ на месте происшествия не обнаружила”?

— Все, включая самое высшее руководство, на видеозаписи, сделанной в день трагедии, видели у колонны “выхлоп” длиной примерно пять метров, похожий на тюбик с мороженым, и в конце его такой шар, диаметром два-три метра. Выброс сильный! Это описано мной в тексте и схеме, который я передаю в “МК”.

— Эта записка еще кому-нибудь передавалась?

— Нет. Так вот, Лужков при просмотре видеокадров сказал: “Явно внешнее воздействие!” Хотя слова “взрыв” и “теракт” не назывались. После просмотра комиссия пошла на место, увидела, что это совершенно особенная колонна, у которой перегиб составляет почти 90 градусов (см. колонну К-11 на схеме), а остальные колонны остались почти прямыми. Когда мы пришли, здесь была насыпана куча мусора, подойти невозможно — утеплитель, кровля стальная, дерево, снег, черт-те что... Лужков сказал: “Все убрать! Не трогать только колонны и бетонный контур — завтра будем разбираться”. Когда мы через день пришли на место, то все было уже сброшено в отвал! Колонны искорежены! Как их использовать в качестве вещдоков?!

Строители говорят, что около 11-й колонны проходила водосливная труба, в которую можно было опустить — моя гипотеза — взрывчатку. Взрыв бьет в колонну, выворачивает ее, она падает. Колонна вылетает, как выбитый зуб, но самое главное — 6-метровый пролет превращается в 12-метровый. Здесь было полно арматуры сечением 32 мм, которая держала распор оболочки, а к ней добавилась еще и вертикальная сила в 80 тонн! Но колонны нет, плюс выгиб из плоскости — арматура “потекла”. Она изломалась в том месте, где сжатие у контура, и повылезала вверх. Это точное свидетельство, что был теракт!

Я был в Центральном научно-исследовательском институте строительных конструкций, который занимается экспертизой. Вместо того чтобы в задании на экспертизу рассказать, что была такая-то последовательность, — им по сути ничего не сказали. Они понятия не имели, что была такая 11-я колонна, что был этот выброс, что только одна колонна так деформировалась и так лежала, а остальные почти пряменькие были... Они — грамотные люди, вне сомнения, — исследовали качество металла на хрупкость и прочее — кому нужна эта хрупкость?! Это неправильный... не знаю как сказать, не совсем правильный подход к экспертизе. А первопричина — этот сгиб колонны!

Главная задача — не выяснение, по какой причине мог рухнуть купол (некачественное строительство, плохие фундаменты, ошибки конструкторов и прочее), а по какой причине он фактически рухнул! Мой вывод: объект рухнул вследствие непредусмотренного внешнего воздействия на одну колонну. Мое глубокое убеждение, что все-таки это теракт. Если бы его не было, она бы стояла...

— А как насчет упрека в том, что вами не было сделано “специальных расчетов и прогнозов”?

— Не бывает систем, которые не требуют расчета. Конечно, чем сложнее система, тем более сложные расчеты требуются. Данная система действительно была пологая, и поэтому расчет ее был наиболее сложный. Он был выполнен.

— Говорят, что в аквапарке было возведено меньше колонн, чем планировалось изначально...

— Когда наша фирма взяла на себя проектирование вместо системы радиальных ферм с железобетонным покрытием этой железобетонной оболочки, количество колонн не было изменено ни на одну штуку. Колонны шарнирные, как карандаш, заточенный с двух сторон: шарнир сверху и шарнир снизу. Никаких изгибающих моментов в них нет. И проверить их на устойчивость способен студент, освоивший курс сопромата! Что касается запасов прочности, то они определяются нормативами. Для нормальных несущих конструкций никаких “6-7-кратных запасов” не существует. 6-7 крат — это лифтовые системы, например, где трос постоянно подвергается перегибу и перегибается через вал. Аквапарк — это нормальное гражданское сооружение, где должны быть нормальные запасы, указанные в СНИПах.

— И вы именно ими и руководствовались?

— Естественно. Более важно другое: мы уже много лет живем в состоянии угрозы теракта. Раньше требовалось проектировать экономично, считать на все, но не на взрыв! Поэтому большинство систем, которые конструировались и строились, были статически определимыми. Возьмите ферму с нормальной треугольной решеткой — это статически определимая система. Перерубите в ней один стержень — она сразу же превращается в механизм. Если перебить колонну нашего дома он рухнет. Надо это пересматривать срочно! Жизнь при терактах не закончится — ни через 10, ни через 20 лет, к сожалению. Есть гигантские сооружения — атомные станции, гидротехнические сооружения. Если что случится с ними — это будет катастрофа из катастроф. Если бы я был председателем Госстроя, то срочно издал бы временные мероприятия по защите от терактов. В них надо включить увеличение надежности самих конструкций, надежность охраны объекта и так далее. Сейчас мы делаем конькобежный стадион в Коломне. 200 на 110 метров, мембранная оболочка... Такие же почти колонны, как в аквапарке, причем стоят они с большим шагом — уже 12 метров. Если выбить одну, то крыша рухнет. Никто не рассчитывает на такие атаки. А если рассчитывать, то надо, наверное, заполнить их бетоном — они полые. У взрывников проверить, насколько это улучшит ситуацию. Надо нижние части взять в металлическую рубашку и между ними тоже заполнить бетоном.

— Сколько денег получила ваша фирма за разработку проекта?

— Вы не поверите: около... 17 тысяч долларов. Я могу сказать честно и откровенно: я лично и те люди, которые проектировали со мной, делали это только из интереса. И я уверен, что не наши действия привели к этим трагическим последствиям.


P.S. Мы уверены, что и специалисты, и читатели откликнутся на эту публикацию. Редакция ждет ваших мнений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру