Жилищные законы — не предмет гордости России. И очень часто они работают против детей. Случаев, когда их выселяют на улицу или в “помоечные” квартиры, масса. Однако, как стало известно “МК”, министр промышленности и энергетики г-н Христенко предлагает изменить законы так, что риэлтерам вообще не придется учитывать интересы детей при сделках с недвижимостью.
— Это чудовищная вещь, сравнимая с приватизацией! — говорит уполномоченный по правам ребенка в Москве г-н Головань. — Сейчас для продажи, обмена жилого помещения, в котором живут несовершеннолетние, нужно согласие органов опеки, которые выступают законными представителями детей. Лишь они могут запретить родителям-алкашам оставлять несовершеннолетних без крова.
Однако министр предлагает исключить эту норму из Гражданского кодекса (ГК). Потому что, дескать, ГК предполагает презумпцию безответственности родителей: им изначально не доверяют. А это сдерживает оборот жилья. И вообще, органы опеки срывают сделки в интересах детей.
— Я считаю, что эта поправка лоббируется риэлторскими фирмами, — говорит детский правозащитник. — Да и черным маклерам она выгодна.
На эти грабли мы уже наступали во время приватизации, с 1993 по 1995 год, когда большинство сделок заключалось без согласия органов опеки. До сих пор ищут правду пострадавшие, которые в тот момент были несовершеннолетними.
Но тогда Генпрокуратура инициировала изменения в законы — как раз по поводу необходимости согласия органов опеки и попечительства. А теперь, если ГК изменят, все суды будут завалены исками. Впрочем, суды у нас чаще всего защищают не детей, а “добросовестных приобретателей”, то есть людей с деньгами.
В ежегодном докладе г-на Голованя жалобы на нарушения квартирных прав детей составляют 49% (!). При этом и сейчас закон далеко не всегда на их стороне. Например, в безвыходной ситуации оказалась семья москвичей Лавровых. Раньше мать с сыном жили в комнате коммуналки в центре города. Потом их соседи съехали, а квартира приглянулась богатому человеку. В результате расселения, проведенного риэлторами, Лавровым досталась “двушка” на окраине. А потом выяснилось, что продал ее психически нездоровый человек, и его родственники доказали в суде, что заключать сделку он не мог. Идти Лавровым было некуда, и они остались жить вместе с умалишенным. Тот скоро заключил договор ренты с одной предприимчивой мадам: та обязалась содержать его до смерти, а он ей — квартиру. В прошлом году умалишенный умер. Владелица же через суд лишила Лавровых регистрации, сменила замок и выкинула вещи матери и ребенка на лестницу. Теперь они живут по знакомым. Нормальные люди: не алкаши, не наркоманы, законопослушные граждане. Но суды и законы против них.
Конституция и Конвенция по правам человека ООН говорят, что власти должны действовать в интересах детей. Что тут сказать? Разве только то, что обсуждение поправки в ГК на правительстве РФ ожидается уже 7 мая.