“Прошу комиссию по вопросам помилования не рассматривать мое прошение на имя Президента Российской Федерации о помиловании, так как свое ходатайство временно отзываю. Причина — не решен вопрос о моем гражданстве в Российской Федерации и не определено мое будущее место жительства и работы”.
Это собственноручно написанное заявление полковника Буданова стало сенсацией: добровольного отказа от воли никто от него не ожидал.
Накануне вчерашнего заседания комиссии по вопросам помилования Ульяновской области все прочили осужденному за убийство полковнику Буданову скорый выход из застенков. Причин не помиловать танкиста не было: на зоне ему дали лучшие характеристики.
— Дисциплину он не нарушает, участвует в общественной жизни колонии, никаких претензий к нему нет, — сказал в интервью “МК” замначальника учреждения ЮИ-78/3 Игорь Кремляков. — Работает дневальным по спортзалу и постоянно проводит какие-то турниры, соревнования, первенства... В библиотеку записан, своих книг у него много...
К слову, Буданов попал в колонию без малого 10 месяцев назад. Авторитет среди “коллег”-заключенных приобрел сразу. Конечно, Буданов не подарок, и хлопот все-таки с ним по первости было немало. Но Игорь Кремляков, сам отставной военный, участник афганской войны, все же нашел с полковником общий язык. По его словам, никаких отклонений в плане психики у “заключенного 11-го отряда Буданова” не наблюдается. (Буданова, напомним, не раз обследовали на предмет вменяемости, и выводы экспертов были противоречивы.) Кстати, в колонии работает одна из лучших психологических служб УИСа. На эмоциональную “разгрузку” здесь по очереди записываются и заключенные, и персонал. Буданов здешних психиатров не посещал ни разу.
По приговору бывший полковник должен освободиться только 30 марта 2010 г. (ему дали 10 лет).
— Условно-досрочно он может выйти на свободу не раньше осени 2006 г., отсидев 2/3 срока, — говорит Игорь Кремляков.
Прошение же о помиловании можно подавать когда угодно — обязательных сроков отсидки для этого нет. После того как в Верховном суде РФ отказались вносить протест на приговор, адвокат полковника посоветовал своему клиенту написать прошение о помиловании, что тот и сделал. Заявление от Буданова в комиссию по вопросам помилования Ульяновской области поступило в начале мая. Его должны были рассматривать вчера, но случилось непредвиденное.
— 18 мая Буданов пришел на личный прием к руководству колонии и отдал им заявление об отзыве своего прошения о помиловании, — сказали “МК” в пресс-службе УИН Ульяновской области. — Никаких инцидентов, послуживших причиной к столь неожиданному шагу, в колонии не было. Можно только догадываться, почему Буданов так поступил. В заявлении он написал, что у него нет гражданства, прописки и так далее...
По словам председателя Комиссии по вопросам помилования Анатолия Жеребцова, он сам встречался с Будановым, когда изучал его личное дело, и заключенный сообщил, что во время распада СССР служил в Белоруссии, где ему предложили белорусское гражданство. Он отказался. Впоследствии же вопрос о гражданстве не поднимался — в военном билете такой графы нет: полковник и полковник. Факт “безгражданства” обнаружился уже в колонии.
Конечно, когда на горизонте уже реально маячит свобода, надо подумать и о прописке, и о работе. Ведь в армию бывшему танкисту путь заказан. По-видимому, полковник просто не был готов к столь скорому освобождению. Ведь в положительном исходе этого вопроса почти никто не сомневается. По крайней мере в Ульяновской области, где губернатором трудится друг Буданова — Владимир Шаманов. Другое дело, как посмотрит на это президент, ведь последнее слово в помиловании все-таки за ним.
— В любой момент Буданов может снова написать прошение о помиловании — это его право, — объяснили в УИН Ульяновской области.