Антитеррористическая комиссия МВД России рекомендовала руководству Москвы с 1 июня полностью освободить от торговли метро и 25-метровую зону вокруг станций. Трудно представить, что в столичной подземке не будет лотков с газетами, аптечных киосков и фаст-фуда. Но еще труднее поверить, что торговый бизнес в метро, отлаженный до последнего винтика, в одночасье исчезнет.
Что реально изменится в подземной торговле? На какие уступки готово пойти столичное правительство во имя борьбы с терроризмом? С этими вопросами мы обратились к руководителю Департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Владимиру МАЛЫШКОВУ.
— Владимир Иванович, так все-таки будут в метро продавать газеты или нет?
— Газеты продавать будут. Но — только в стационарных киосках.
— То есть пенсионеры, которые сейчас торгуют газетами с рук, потеряют работу?
— В метро и около него они ничего продавать не будут. Но мы не запрещаем им делать это за пределами метрополитена. Поймите, мы никогда не собирались убирать торговлю печатной продукцией. Но все граждане с лотками, чемоданами, раскладными столиками, рюкзаками будут удалены. Мы предлагаем тем, кто занимается распространением прессы, дополнительно установить автоматы. В них помещается от 600 экземпляров газет.
— Но ведь с лотков продают не только газеты, но и книги, открытки, косметику, очки...
— И их в метро тоже не будет. Вообще, с чего все началось? Министр внутренних дел прислал на имя мэра письмо: убрать из подземки всю торговлю, потому что она создает угрозу безопасности пассажиров. Но на то, чтобы ликвидировать всю торговлю, мы не были согласны. Так тоже нельзя.
— Что же вы хотите оставить?
— Аптечные киоски оставим: они нужны — мало ли у кого голова заболит?.. Правда, сократим их количество. Если на станции было четыре-пять аптек, то останется одна. Театральные кассы оставим, фаст-фуды, если они в киосках. Все стационарные точки в нашем проекте изначально оставались, но ни одного развала в метро больше не будет. Мы получаем огромное число жалоб от пассажиров, что нельзя пройти в метро в часы пик.
— А у станций торговые точки останутся?
— Мы полностью очистим 10-метровую зону вокруг метро: там находятся вентиляционные шахты. А в 25-метровой зоне оставим только киоски. Когда в феврале произошел теракт, из-за лотков у станции не могли подъехать машины спасательных служб...
— Что ждет предпринимателей, у которых разрешения на торговлю действительны, скажем, до конца года?
— Они будет аннулированы.
— Не боитесь народного бунта?
— Нет. Мы действуем по команде мэра. Но хочу подчеркнуть: документ находится в стадии согласования, поэтому мы с вами сейчас говорим только о проекте. Последнее слово — за мэром. Кстати, при мэре создана спецкомиссия, которая займется СМИ.
— Когда будет принято окончательное решение по торговле в метро?
— Реальные сроки я назвать не могу, но до 1 июня этого точно не случится. Если проект “завернут” высшие инстанции, на его доработку может уйти еще не менее двух недель. Но, повторюсь, полной ликвидации торговли мы не допустим.