Немало шума наделали переданные некоторыми СМИ слова вице-спикера Олега Морозова, произнесенные на конференции, посвященной отношениям бизнеса и власти: будто бы партия “Единая Россия” разрабатывает какой-то закон о национализации, который позволит вернуть в собственность государства многие предприятия.
О том, что имел в виду Олег Морозов и какие планы есть у партии власти, мы расспросили его, а также Виктора Плескачевского, главу думского Комитета по собственности.
Олег МОРОЗОВ:
— В своем выступлении я подчеркнул позицию “Единой России” о недопустимости пересмотра итогов приватизации. Гарантии могут быть политические — заявление президента, например, и правовые — Конституция. Есть другой способ вмешаться в итоги приватизации — это национализация на основе закона. Такой закон в России нужен, чтобы в исключительных случаях на основе возмещения компенсаций этот институт мог бы применяться. Отсутствие такого закона дает повод возвращаться к вопросу о том, будет или нет пересмотр, и в какой форме. В Госдуме есть проект закона о национализации, и я не исключаю, что если он будет вынесен на рассмотрение, “Единая Россия” его поддержит. Ни о каком новом законе, который будто бы разрабатывает парламентское большинство, речи не шло. И уж тем более я не выступаю за пересмотр итогов приватизации. Это бред.
Виктор ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ:
— В прошлой Думе обсуждались 12 вариантов законопроектов по национализации. Они были представлены как коммунистами, так и правыми. Причем отношение к частной собственности в них колебалось от призывов “национализировать все” до полного запрета на возврат имущества государству.
Прошлой весной правительство внесло в Думу свой вариант законопроекта, по которому решение о национализации может приниматься только в исключительных случаях, для обеспечения национальной или оборонной безопасности государства. Вариант будет выноситься на первое чтение осенью.
В мировой практике никому в голову не придет национализировать частную собственность по экономическим причинам. Поводом может быть только государственная необходимость, доказанная руководством страны. Во внесенном законопроекте нет ни слова о возможной деприватизации (о пересмотре итогов приватизации), об изъятии в пользу государства каких-либо крупных объектов или компаний. К тому же делать это “за так”, бесплатно, категорически запрещает Гражданский кодекс.