Драг нах остен

Сегодня начинаются военные учения небывалого масштаба. Таких в России еще не было. Официально они именуются так: масштабные оперативно-стратегические учения по переброске крупных воинских формирований с одного театра военных действий в другой под кодовым названием “Мобильность-2004”.

Учения пройдут в несколько этапов на территории от Балтики до Тихоокеанского побережья. Первый, подготовительный, этап в частях постоянной боевой готовности уже начался. Активная фаза учений запланирована на 21—25 июня и пройдет на полигонах Дальневосточного военного округа. По легенде “в тыл условного противника” будет выброшен воздушный и морской десант для захвата плацдарма на морском побережье, где ему предстоит “вести боевые действия на незнакомой местности”.

Десант — полк постоянной готовности сухопутных войск с вооружением и военной техникой, подразделения ВДВ и морской пехоты. Всего на Дальний Восток из западных и центральных регионов России по воздуху будет переброшено около 800 человек.

Поначалу планировалось, что для такого авиаброска из запаса призовут даже резервистов, которых вместе с десантниками отправят самолетами на Дальний Восток. Однако после подробных подсчетов оказалось, что это слишком дорого: застрять они могут там надолго, и Минобороны разорится на командировочных. В результате решили обойтись переброской частей постоянной готовности. Для этого Генштабу понадобится 50 военно-транспортных самолетов, причем, как заявлено министром обороны, “одномоментно”. “А заодно мы проверим, — сказал Сергей Иванов, — как взаимодействуют на земле гражданские и военные диспетчеры”.

Планируется, что к учениям гражданских летчиков и самолеты Министерства транспорта России: дальнемагистральные “Ил-62” и “Ил-86”. Столь широкими полномочиями по руководству гражданскими структурами Генштаб наделен впервые. Раньше с боевыми задачами военные справлялись самостоятельно — силами военно-транспортной авиации (ВТА). Но раньше у авиации и силы были иные.

Во второй половине 80-х ВТА насчитывала 320—360 самолетов “Ил-76” (4 авиадивизии или 14 авиаполков). Это позволяло за один вылет десантировать парашютным или посадочным способом свыше 1050 единиц боевой техники и порядка 8 тыс. военнослужащих.

Сегодня в составе ВТА дивизий, полков и самолетов — вдвое меньше. Сколько из них “на крыле” — судить трудно: минимально допустимый процент исправных машин в полку директивно определен Генштабом, им же и засекречен. Например, летчики полка в Сеще (Брянская область), где стоят на вооружении самые мощные в мире транспортные самолеты Ан-124 “Руслан”, уже который год летают в основном на тренажерах. Отведенный машинам и двигателям ресурс — на исходе, поэтому его берегут “на черный день”. Этот день, похоже, наступит во время предстоящих учений.

Интересно, что “Мобильность-2004” получается несколько односторонней: подразделения боевой готовности летят только на Дальний Восток, как будто именно оттуда нам грозит главная опасность агрессии.

На самом деле “восточное” направление переброски объясняется тем, что за Уралом попросту нет частей ВТА — они там расформированы еще в 90-х. Поэтому, если бы Минобороны захотело перебрасывать войска, наоборот, с востока на запад, пришлось бы сначала гнать туда порожняком военно-транспортные самолеты, чьи аэродромы расположены только в европейской части страны.

Интересно, что дальневосточные аэродромы (как военные, так и гражданские) обычно не имеют такого запаса топлива, который необходим для возвращения участников авиаброска в европейскую часть России, в места постоянной дислокации. Поэтому там уже второй месяц усиленно запасаются топливом — иначе вся “Мобильность-2004” обернется невозвращенцами.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру