Принцип крайнего

Наша страна обладает одним совершенно непостижимым свойством: сколько в ней ни живи — понятней от этого она не становится. Вернее, даже иначе. Чем больше в ней живешь, тем меньше понимаешь, что же это вокруг делается. Нормальный ум и здравая логика отказываются воспринимать сообщения, ежедневно приходящие из разных медвежьих и не очень уголков нашей необъятной.


Вот суд вынес наказание директору интерната, в котором сгорели 28 детей. Наказал — дали несколько лет условно. И я не понимаю — что случилось, какая логика была у суда? Если директор не виноват и причина несчастья — роковая случайность, тогда зачем его наказывать? Если именно из-за его халатности сгорели дети — тогда почему условно? Ведь дети сгорели. Заживо. Заползали под кровати, прятались от огня, задыхались от дыма. Не могли выбраться. А ему — условно. Типа, он должен исправиться.

Или вот, к примеру, в последнее время поднялось много шума по поводу так называемого банковского кризиса. Если разобраться по существу, то сам по себе отзыв лицензии у одного, пусть даже и достаточно крупного банка, вряд ли был способен поднять такую волну. Но трудно переоценить ту роль, которую сыграли в этой ситуации два высокопоставленных чиновника. Один пообещал провести “зачистку нехороших банков”, и у банкиров задрожали колени. Второй таинственно намекнул на “расстрельные списки”, и уже десятки тысяч российских вкладчиков ломанулись “спасать свои деньги”. Ораторы потом выступили настоящими хозяевами своего слова. В том смысле, что взяли их назад. А отвечать кто будет за такую “веселуху”? Пока неизвестно. Но скорее всего виновных назначат. Из числа не самых крупных банков. И пригвоздят к позорному столбу.

Или вот ситуация с “Енисейской”. Если кто забыл — это такая шахта в городке Черногорск, в Хакасии. Там шахтеры не получали зарплату столько, что есть им стало не на что и нечего. И они объявили голодовку. Потому что хлеба было не на что купить. Чтобы им отдали их ими же заработанные рубли, голодовку пришлось проводить два раза. А одному шахтеру их не досталось. Потому что он умер раньше, чем им отдали зарплату. Мне кажется, что хакасская прокуратура должна была возбудить по этому факту уголовное дело. Или по крайней мере — провести проверку. Но она зачесалась почему-то лишь тогда, когда “енисейские” горняки стали предметом обсуждений и в Госдуме, и у президента. Быстренько осудили одного из бывших директоров. Штрафу ему начислили, если не ошибаюсь, аж 80 тысяч. Рублей. Сурово, как я понимаю, обошлись. Между тем и на шахтеров наехали — мол, незаконные действия совершали.

Хотя, с другой стороны, с шахтой ситуация намного интереснее. Может быть, гуманизм, проявленный судом по отношению к бывшему директору, объясняется совершенно иными причинами, не имеющими с Фемидой ничего общего.

Дьявол кроется в деталях. Вот вам, к примеру, одно из типичных сообщений на лентах информационных агентств: “Как сообщил председатель думского Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев, “мы убедили собственника шахты “Енисейская”, и он готов бесплатно передать до 49% акций государству”.

Естественно, как следует из дальнейшего разъяснения, для того, чтобы государство могло войти и дать ссуду на погашение долгов по заработной плате.

Дон Корлеоне тоже, помнится, делал предложения, от которых было невозможно отказаться. Что больше всего умиляет, так это бесхитростное “бесплатно передать”. Подарок, значит. А от подарков как-то не принято отказываться, чтобы не обидеть дарителя. Как говорится, дорог не подарок, дорого внимание.

Только вот интересно, а кто следующий должен воспылать такими же чувствами, чтобы одарить своей собственностью государство? Может быть, ЮКОС. А что, очень похоже. Тут недавно одна дама из руководства Газпрома выступила неосторожно. Дескать, газовый монополист готов принять участие в покупке части ЮКОСа. Вполне здравое, надо сказать, мнение высказала. Почему бы не прикупить для хозяйства то, что может денежку принести. Так ее старшие товарищи на следующий день поправили. И прав-то у нее на такие заявления нет. И планов таких у Газпрома нет. И вообще, Газпром в ЮКОСе видит только своего стратегического партнера, с которым связывает ряд общих инвестиционных программ. И абсолютно не заинтересован в банкротстве нефтяной компании. Столько переполоха устроили.

Нет, конечно, приятно, что среди наших акул бизнеса работают правила чести, корпоративной солидарности. Что они готовы поддержать своих коллег, кому сейчас трудно. Если только забыть, кто рулит Газпромом. И если не пытаться вспоминать хоть еще один случай подобной корпоративной солидарности. Бесполезное дело — нет таких фактов в нашей истории. Не считать же за джентльменское поведение совместное лоббирование тарифов и цен. А вот противоположных ситуаций — сколько угодно. Можно даже не вспоминать бесконечные войны за собственность.

А пару дней спустя и “Лукойл” гордо заявил, что его активы ЮКОСа тоже совершенно не интересуют. Правда, его вроде бы об этом особо никто не спрашивал. Но он предпочел сам откреститься. Может быть, чтобы не заподозрили в нелояльности и наличии аппетита. И некоторые особо отважные аналитики уже высказывают (конечно же, на условиях анонимности) крамольную мысль, что газовики просто погорячились, вылезли раньше времени, вот и пришлось их одернуть.

Интересно, кто и когда озвучит идею о передаче пакета акций ЮКОСа в подарок государству. А может, и не только ЮКОСа, мало ли у нас “проблемных” предприятий! И их владельцев всегда можно “уговорить”. Интересное кино получается, ведь при таком методе все упреки в национализации формально будут несостоятельны. Мало ли кто чего захочет подарить. В знак признательности за предоставленную свободу, например. Собственно говоря, трюк-то не нов. Помнится, был еще опробован с одним медиамагнатом. А то, что грязноват, — неважно, ведь победителей не судят. По крайней мере, в своем Отечестве. В отличие от пророков.

Но рынок сигнал получил. Удивительно, но никто из властей предержащих, ратующих за развитие отечественной экономики, не обращает внимания на тот факт, что каждый последующий обыск в офисе нефтяников, каждый информационный сигнал инвесторам от “гречишкинского правосудия” пагубно отражается на акциях тех самых компаний, которым положено толкать экономику страны. А финансовые потери от обвалов акций давно уже превысили те якобы недоплаченные налоги, что нефтяникам инкриминируются, — с апреля рынок упал на 30%, и это, возможно, не предел.

Рынок получил и еще ряд сигналов. В частности, уже всячески муссируются слухи, что налоговики не собираются успокаиваться. Они усиленно работают над тем, чтобы накопать компромат на ЮКОС и за более поздние периоды. Вот мне интересно, когда российская экономика обвалится, в этом, по принципу крайнего, как и шахтеров, обвинят тоже нефтяников. Как и шахтеров с “Енисейской”. По самому жизнеспособному в нашей стране принципу — принципу крайнего стрелочника.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру