Не верь, не бойся, не плати

По традиции в третье воскресенье июня Подмосковье будет отмечать профессиональный праздник — День медицинского работника. Миссия врача почетна и благородна, однако на этот раз нам хотелось бы поговорить не о людях в белых халатах, а о нас с вами — о пациентах.

В “МосКовию” приносят пачками письма, авторы которых просят их правильно сориентировать в реалиях современной “платно-бесплатной” медицины. И хотя наше здравоохранение вот уже десять лет как перешло на страховой принцип, для многих он — темный лес. Что почем? Этот вопрос мы переадресовали в областной фонд обязательного медицинского страхования — Дмитрию Муравьеву, начальнику управления.


Я живу в пос. Фряново Щелковского р-на. У нас есть больница, но чтобы сделать обследование, пенсионерам в том числе, надо за все платить: УЗИ всех органов, гастроскопия, обследование головы, лечение в физиокабинете — все очень дорого по сравнению с районной больницей в Щелкове. Бесплатно — только консультация невнимательного, неквалифицированного и грубого врача. У каждого человека есть медицинский полис. За работающего перечисляет организация — 3,6 процента от зарплаты, о пенсионерах и говорить нечего. Ответьте, какую роль тогда играет страховка?

Подписчица “МК”.

— Если читательница газеты имеет полис ОМС, все необходимые исследования и процедуры — УЗИ, гастроскопию, физиотерапию — она должна получать бесплатно. Настаивать на их оплате лечебное учреждение не имеет права. Однако здесь необходимо оговориться: при определенных условиях те же самые исследования и процедуры могут проводиться за деньги. Но только при добровольном согласии пациента. Скажем, в УЗИ-кабинет очередь расписана на месяц вперед, а больному не хочется ждать.


Моему четырехлетнему сыну порекомендовали провести томографическое исследование черепа. В нашем городе томографа нет. Могут ли нам сделать это исследование бесплатно в другом месте?

А.Лобова, г. Серпухов.

— Не только могут, но и обязаны — если врач-специалист настаивает на исследовании, поскольку без него невозможно поставить точный диагноз и назначить лечение. Существует определенный порядок направления больных, нуждающихся в сложных диагностических обследованиях. Поликлиника или амбулатория направляет пациента в центральную районную больницу. ЦБ — в областной клинический институт, где есть томографический аппарат. Но это требует соблюдения очередности. Больных много, аппаратов — по пальцам перечесть. Некоторые имеются в больницах муниципальных образований. Например, в пос. Львовский, Воскресенске, Красногорске. К сожалению, в двух последних городах они сломаны. Однако бесплатно обслуживаются на этих аппаратах только жители данных муниципальных образований. Мотивируется это тем, что аппаратура приобреталась на деньги местных предприятий, благотворителей и т.д. Поэтому муниципальное образование, считая приобретенное оборудование своим, устанавливает для “чужих” пациентов собственные порядки. К сожалению, воздействовать на эту ситуацию Фонд обязательного медицинского страхования не в состоянии.

Нередко возникают конфликты. Предположим, врач в Серпухове настойчиво рекомендует больному пройти дорогостоящее обследование на современной аппаратуре, к примеру, в Красногорске и выписывает туда направление. В соответствии с областной программой обязательного медицинского страхования врач должен направить пациента в МОНИКИ, но... Там очередь на два-три месяца. И доктор, якобы действуя в интересах больного, отправляет его в Красногорск — его обследуют уже через день. За деньги. Потом выясняется, что врач связан с лечебным учреждением, оказывающим дорогостоящие услуги, соответствующим договором и получает процент за клиента.


После сложной операции, сделанной в МОНИКИ, моему отцу-пенсионеру потребовалась процедура гемодиализа. В отделении искусственной почки этого института подключать отца к аппарату не стали, ссылаясь на переполненность отделения, и отправили в Королев. Там нас поставили перед фактом, чтобы управление здравоохранения г. Долгопрудного, где мы живем, оплатило перечислением за лечение отца. Долгопрудненский горздрав платить отказался и отправил больного в Коломну — ездить 3 раза в неделю по 150 км в один конец. Это правильно?

Старшинов.

— Эксплуатация аппарата искусственной почки стоит очень дорого, поэтому все расходы по его содержанию возложены на бюджет. Медики Королева правы, когда просят произвести межбюджетные расчеты за обслуживание больного из соседнего муниципального образования. Как правило, горздравы идут пациентам навстречу. Проблема заключается в том, что областной центр гемодиализа создан только в Коломне — городе весьма отдаленном. Будь таких специализированных центров больше, больные могли бы посещать их амбулаторно. К сожалению, многие пациенты вынуждены месяцами лежать в Коломне, занимать койки в стационаре, хотя кроме подключения к аппарату в лечении они не нуждаются. Поэтому на сегодняшний день возник вопрос об оплате так называемых коек гемодиализа. По сути речь идет об оказании гостиничных услуг пациентам — и областной фонд обязательного медицинского страхования оплачивать их согласен. Правда, для этого нужно в установленном порядке определить их статус. Сделать это должен подмосковный минздрав. Сейчас ведутся согласования.


Мужу сделали экстренную хирургическую операцию по поводу запущенного перитонита. Можно сказать, спасли человеку жизнь. Муж сейчас пошел на поправку, однако врачи сказали, что потребуется повторная операция — на этот раз платная. Как же так? Ничего не пойму...

Т-ва, г. Химки.

— Все операции, связанные с осложнениями после перенесенного заболевания, должны быть бесплатными. Исключение составляют операции по устранению косметических дефектов. Предположим, больному (или больной) не нравится послеоперационный рубец. Но, видимо, в случае с пациентом из г. Химки дело не в нем. Нужно посмотреть его историю болезни и разобраться, какую именно платную операцию ему предлагали. Пусть читательница нам позвонит, попробуем разобраться.


Может ли житель Московской области претендовать на бесплатную операцию в клинике г. Москвы?

К. Орлов,Павлово-Посадский р-н.

— Пожалуйста. 700 тысяч жителей Подмосковья работают в столице и оставляют в ней подоходный налог, который расходуется в том числе и на развитие столичного здравоохранения. По постановлению московского правительства все они имеют право прикрепиться к любой поликлинике, работающей в рамках ОМС, и там обслуживаться. Для этого нужно написать заявление на имя главврача лечебного учреждения, предъявить полис, который оформляется по месту работы. Если потребуется госпитализация в городскую клиническую больницу и хирургическое вмешательство, это будет сделано автоматом.

Точно так же — на основании личного заявления на имя главврача поликлиники — решается вопрос и о прикреплении к муниципальным поликлиникам, амбулаториям москвичей, проживающих на территории области. Таких немало. Их будут обслуживать как жителей области.


Мне не нравится отношение к больным в поликлинике г. Пушкино. В Ивантеевской, я считаю, более современное оборудование и врачи более внимательные, но мне говорят, что там я не имею права лечиться — “довольствуйтесь тем, что есть”. Как быть?

Марина Афанасьевна,пенсионерка.

— У любого застрахованного лица есть право один раз в год поменять лечащего врача или муниципальное лечебное учреждение. Порядок тот же: полис и заявление на имя руководителя. При наличии незагруженных мощностей в Ивантеевской поликлинике Марину Афанасьевну могут к ней прикрепить. Кстати, многие пенсионеры Наро-Фоминского района это право реализовали и встали на учет в поликлинику г. Троицка, считая, что так удобнее. Фонд ОМС оплачивает их лечение.


У меня был гипертонический криз, пришлось вызывать 03. Фельдшер “скорой помощи” был недоволен, что его вызвали ночью, требовал предъявить полис, потом паспорт. В паспорте ему не понравилась прописка, но оказалось, что 300 рублей сгладят негативное впечатление. Родственники заплатили, и мне соизволили сделать укол магнезии.

Богданов.

— Экстренная медицинская помощь оказывается бесплатно. Если бригада 03 просит предъявить полис — знайте: это уловка. Паспорт — да, но не для того, чтобы идентифицировать штамп о постоянной или временной регистрации. Паспортные данные нужны, чтобы оформить вызов. Услуги “скорой” для всех бесплатны.


Как добиться бесплатной операции в московском НИИ федерального значения? Скажем, в Центре сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева?

Родкевич, Раменский р-н.

— На этот счет существует порядок оказания высокотехнологичных видов медпомощи. Пациенты, которым жизненно показаны сложные операции на сердце, головном мозге и других органах, а также трансплантация их, в пределах квот, выделяемых Минздраву, направляются в институты и клиники федерального уровня. По закону таких больных должны оперировать и лечить бесплатно — ведь квоты оплачиваются из федерального бюджета. Но на практике...

Как обстоит дело на практике, читатели знают.


Я больная со стажем, прошла через 4 тяжелых операции. Благодаря бесконечно долгому пребыванию в больницах я теперь хорошо разбираюсь, как “организована”, а точнее, дезорганизована работа нашей медицины. За что платить, кому, сколько и надо ли платить вообще — без бутылки не разберешься. Выяснить, что положено бесплатно по полису ОМС, без спец подготовки невозможно. И потом: не слишком ли много чиновников от медицины задействовано в процессе? Куда ни кинь — везде требуется решение либо главврача, либо горздрава, а то и Минздрава!

Ирина, г. Мытищи.

— На самом деле принцип оказания медицинской помощи в рамках программы обязательного страхования прост и универсален: лечение, необходимое пациенту по медицинским показаниям, каким бы дорогостоящим оно ни было, должно проводиться бесплатно в полном объеме. Правда, здесь присутствует целый ряд “но”. Не везде есть современное медицинское оборудование, квалифицированные кадры — для качественного и своевременного лечения больного требуется направить в другие учреждение, а это очереди, визы, субъективизм и проч. Кроме того, многоканальная система финансирования здравоохранения тоже в общем-то не идет на пользу больным. Ведь каждый, кто платит, заказывает свою собственную музыку. Лечебные учреждения сейчас получают финансирование из трех источников: из бюджетов различных уровней (бюджет области, например, выделяет деньги на зарплату медперсонала, закупку дорогостоящего оборудования); бюджеты муниципальных образований ответственны за содержание учреждений, коммунальные платежи; фонд ОМС оплачивает расходы, связанные с лечением больных, и оплачивает работу врачей. В три источника и три составные части входят также платные услуги, которые оказывает медучреждение населению. Что получается в результате? Администрация муниципального образования не хочет, чтобы в подведомственной больнице и поликлинике “за так” обслуживались “чужие”. Администрация медучреждения хочет, чтобы платили не только “чужие”, но и “свои”. И так далее.

Видимо, стройный порядок наступит только после разработки и принятия единого стандарта минимальной медпомощи. Он просто необходим.


Куда обращаться, если твои права нарушаются?

Е.В.Каткова, г. Реутов.

— В страховую компанию, выдавшую полис ОМС. Страховщики обязаны защищать права пациента. И еще можно позвонить нам, в Московский областной фонд ОМС. Ежедневно на “горячем телефоне” 265-86-17 дежурят наши сотрудники.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру