Наркоманов-потребителей надо лечить, и лишь распространителей “дури” — сажать за решетку.
С таким лозунгом два месяца назад Правительство РФ своим постановлением №231 утвердило новые разовые дозы наркотиков, за которые предусматривается уголовная ответственность. Они стали в разы больше, чем раньше.
Теперь крупным размером признано количество, превышающее среднюю разовую дозу в 10 и более раз, а особо крупным размером — в 50 раз и больше.
Шумиха поднялась нешуточная. Наркоманы на радостях “забили по косяку”. Госнаркоконтроль обвинил автора принятого проекта — Министерство юстиции — чуть ли не в пособничестве наркомафии. Минюст же считает, что все сделало правильно.
Точка в этой борьбе еще не поставлена. Депутаты Госдумы попросили правительство пересмотреть “принятые” дозы. Но ответа до сих пор не получили...
Что теперь — страна погрязнет в “дури” или, наоборот, доберется до наркомафии?
Сегодня мы публикуем две полярные точки зрения на эту проблему. Выводы делайте сами...
ИЗ-ЗА ДОЗЫ ВСТАЛИ В ПОЗУ
Проект обращения к премьеру Михаилу Фрадкову о пересмотре утвержденных доз депутаты Госдумы одобрили абсолютным большинством голосов — 391 (1 — против, 2 — воздержались).
Депутаты написали правительству, что новым постановлением фактически произведена корректировка другого документа — Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России. Ряд наркотиков почему-то просто “выпал” из документа. Дозы по опию противоречат Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, участницей которого является Россия. А главное — размеры средних разовых доз установлены в чистом виде, хотя задача была другая: определить их для так называемых уличных доз (“разбодяженных” — на языке наркоманов). Независимо от того, чем “разбавлен” наркотик.
“В итоге размеры средних разовых доз для некоторых наркотических средств и психотропных веществ оказались чрезвычайно завышенными”, — говорится в депутатском обращении.
Постановление вступило в силу 12 мая. И тут же, начиная с мая, в стране поползла вверх кривая смертей наркоманов.
— Рост смертей сумасшедший! — говорит депутат Госдумы Евгений РОЙЗМАН, один из основателей фонда “Город без наркотиков” (Екатеринбург). — Вот данные по “скорой помощи” Екатеринбурга: смертность в мае увеличилась в 8 раз, в июне — в 9! Количество передозировок — в 4,5 раза. В Иркутске — просто обвал смертей. Тюмень, Челябинск — ситуация ухудшается. Да еще с этим перечнем подгадали к школьным каникулам...
— Вы думаете, так сказалась разрешенная “разовая доза”?
— Я не думаю — знаю. Каждый наркоман является потенциальным распространителем. Все “бегунки”, которые мелким оптом берут у цыган, азербайджанцев, таджиков и распространяют, — наркоманы как один. К примеру, у нас была Аня по кличке Кабан, конченая наркоманка: ей по 200 сообщений в день на пейджер шло! По 150—200 г в день продавала. Она много не носила в кармане. Выезжает: раз-раз, раскидала, снова взяла...
А мог раньше сбытчик в школу заявиться хоть с десятой долей грамма? Теперь — приходи хоть с граммом разбодяженного героина (на 20 доз хватит) или 4 коробками марихуаны и по школе ходи: торгуй, угощай... Наркоманы и наркодельцы ликуют по всей стране. Легализована вся низовая наркоторговля. Мы простимулировали наркоторговцев по всему миру: давайте, ребята, заходите сюда! У нас — открытая граница: героин везут тоннами, “КамАЗами”. И тут “доброе” правительство легализует употребление наркотиков! В 2003 г. от них умерло 70 тысяч россиян, 9 из 10 — от героина...
Впрочем, определять, какая доза “правильная”, а какая нет, — все-таки дело медиков, а не депутатов, правительства и юристов.
— Новые средние разовые дозы за-вы-ше-ны! — считает ведущий специалист НИИ наркологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук Тарас ДУДКО. — Для разового употребления обычному наркоману достаточно 0,01, ну, пускай 0,02 г героина. В первоначальном документе так и стояло — 0,01 г.
(Первоначальный перечень подготовили специалисты Постоянного комитета по контролю наркотиков. Его возглавляет академик Эдуард Бабаян, чью визу много лет можно было видеть на вкладышах-инструкциях ко всем отечественным лекарствам.)
— И вдруг кто-то проталкивает в Администрацию Президента другие нормы, в 10 раз больше, — продолжает Дудко. — Те, кто их лоббировал, — некомпетентные люди. Или, возможно, делали это за вознаграждение. В таком виде документ ушел в правительство...
— Но весной, когда в печати начался спор вокруг доз, многие правозащитники заявляли, будто настоящая доза героина — как раз около 0,1—0,2 г. То есть больше, чем говорите вы. И что если принять меньшие нормативы, в тюрьму будут снова попадать не сбытчики, а простые наркоманы.
— Они не медики, не специалисты. Увидев новый перечень, я был в шоке. Как это можно: принять постановление, которое открывает зеленую улицу наркотикам?!
“Больному человеку — в его же интересах и в интересах общества — употреблять наркотики должно быть некомфортно”, — говорят наркологи. В мае специалисты НИИ наркологии Минздрава обсудили постановление правительства на круглых столах в Думе и в Госнаркоконтроле и решили: документ обязательно нужно пересматривать. Тарас Дудко назвал его “вторым шагом к распространению наркомании в России”. Первый, как он считает, сделали в начале 1990-х, когда отменили уголовную ответственность за употребление наркотиков.
Ну а пока наркоманы мрут в 9 раз быстрее прежнего, депутаты считают дни: их запрос в правительство отправлен 14 мая, а по закону срок работы с жалобами и обращениями граждан — ровно месяц.
В ответ на просьбу “МК” прокомментировать ситуацию, уже столкнувшую столько ведомств, заместитель директора Федеральной службы по наркоконтролю Александр МИХАЙЛОВ заявил, что наркоконтроль высказал по этому поводу все, что мог. А сам он теперь “с интересом наблюдает за реакцией Минюста в связи с запросом депутатов”.
Действительно, Госнаркоконтроль много раз высказывал отрицательное отношение к новым дозам. Еще в апреле Александр Михайлов заявил, что теперь вывести сбытчика на чистую воду будет невозможно. Ну и что, что доза в кармане? Так не на продажу же — для себя... А если посмотреть на официальную статистику Верховного суда, то практически все, кто получил условные сроки, — сбытчики.
ВПЕРЕД, К ПОБЕДЕ ГУМАНИЗМА
О том, как готовилось правительственное постановление №231, “МК” рассказал руководитель Департамента законодательства о госбезопасности и правоохранительной деятельности Минюста РФ Сергей НИКУЛИН.
— Хочу сразу пояснить, почему президентом внесены поправки в статью 228 УК РФ, предусматривающую наказание за незаконное приобретение, хранение, изготовление, перевозку наркотиков без цели сбыта (постановление правительства как раз потребовалось для расшифровки поправок в УК. — “МК”). Это — государственная уголовная политика, направленная на проявление гуманности в отношении наркозависимых лиц. И наоборот — против снисходительности к наркоторговцам. Об этом наши оппоненты почему-то не говорят. Правительство сочло ранее применявшиеся в судебно-следственной практике размеры доз крайне незначительными. Отталкиваясь от международного опыта и мнения практикующих отечественных наркологов, оно и увеличило их размеры.
— Но ваши оппоненты говорят, что это легализовало употребление наркотиков, дало возможность безнаказанно сбывать их и даже производить...
— На эту удочку попалась даже Госдума: в ее обращении к председателю правительства прямо утверждается, что введение в действие этого постановления приводит к исключению ответственности, в том числе за незаконное производство и сбыт наркотиков. Но.
Во-первых, утвержденные правительством дозы не связаны с уголовной ответственностью за незаконные производство и сбыт наркотиков или психотропных веществ. Ведь наказываются сами по себе производство или сбыт наркотиков — в любом количестве. Именно этот подход соответствует международным обязательствам России.
Во-вторых, непредвзятому человеку нельзя не видеть порочности прежней практики привлечения к уголовной ответственности наркоманов-потребителей, когда наказывалось любое действие даже с микроскопическими дозами наркотиков. Не случайно же перед разработкой постановления в правительство обратились председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ Элла Памфилова и Уполномоченный по правам человека Виктор Лукин — с просьбой установить реальные размеры запрещенных к обороту наркотиков и психотропов. Само же правительство действовало не заткнув уши, а учитывало принципиальную позицию государственно-правового управления президента, а также Верховного суда и Генпрокуратуры.
— Вы упомянули о мировом опыте...
— Постановление получило положительную оценку представителя Управления ООН по наркотикам и преступности (регионального бюро по России и Беларуси) г-на Миреллы. По его мнению, новые пороги количеств наркотиков в целом соответствуют практике других стран. Положительно оценивает постановление и международная неправительственная организация “Сеть снижения вреда Центральной и Восточной Европы”, объединяющая более 200 организаций, в том числе учреждения по лечению наркозависимости, а также ряд российских региональных организаций наркологов.
— Но также многие требуют все вернуть назад...
— Отступать в прошлое, когда за микроскопическую дозу наркотика могли наказывать несколькими годами лишения свободы, категорически нельзя. Это не остановит распространение зелья по России. Никаких тюрем не хватит, чтобы посадить в них миллионы наркоманов. Да и не на этих несчастных нужно направить карающий меч, а на тех, кто производит в стране и ввозит из-за границы крупные партии наркотиков, находя покровителей в том числе в госструктурах. Больных же наркоманией, преимущественно молодых людей, следует лечить и обеспечивать их социальную адаптацию. Одним словом, не “отчаянная борьба с наркоманией”, а упорная и акцентированная борьба с наркомафией, подкрепленная продуманной молодежной политикой, способна дать ожидаемый обществом эффект.
— А как же наркоманы? Им теперь действительно можно смело разгуливать с небольшими партиями наркотиков?
— За хранение мелкой партии наркотиков без цели сбыта предусмотрена административная ответственность — до 15 суток ареста или штраф. Так что “разгуливать с наркотиками”, как и раньше, нельзя.
— А как раньше определялись дозы?
— Раньше норм на дозы не было вообще. Следователи и судьи при определении “крупного или особо крупного размера” наркотиков руководствовались рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков, который госучреждением не являлся. Исходя из его рекомендаций крупный размер, например, героина составлял от 0 до 0,005 г, в то время как, по данным практикующих врачей-наркологов, размер обычной, “уличной” дозы героина составляет от 0,1 г. Такой же разрыв в размерах наблюдался и по другим наркотикам и психотропам. Таким образом, грань между действительно опасными наркодельцами и мелкими наркоманами фактически стерлась. В результате суды при рассмотрении уголовных дел по наркостатьям были вынуждены в большинстве случаев прибегать не к строгому наказанию, а к условному осуждению или штрафу.
СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА ЗА 2003 г.
— Всего по ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, изготовление или перевозка наркотиков) было осуждено порядка 100200 человек.
— Из них за преступления “без цели сбыта” наркотиков (часть 1 ст. 228) — 73344 человека (73%).
— За незаконные приобретение, хранение, изготовление наркотиков “с целью сбыта” (часть 2 ст. 228 УК) было осуждено лишь 827 человек (0,8%).
— 26% осуждены по частям 3 и 4 ст. 228 УК, где квалифицирующими признаками выступает не только крупный или особо крупный размер наркотиков, но и другие обстоятельства (группа лиц, неоднократность, организованная группа).
— 60% приговоров по наркостатьям — условные. К максимальным же срокам лишения свободы приговаривается в среднем лишь около 6% от общего числа наркопреступников.