Доцент в законе

В вуз должны принимать сильнейших. Вот только сразу возникает вопрос: “В чем сила, брат?” К сожалению, все чаще сила определяется не знаниями, а деньгами и блатом абитуриента. Кому охота думать о поломанных судьбах ребят, которые не смогли “дать на лапу”, и поэтому их завалили?.. Наверное, о преступлениях в высшей школе впору писать новый роман в духе Достоевского.

О криминале в храмах науки “МК” рассказал пресс-секретарь УБЭП Москвы Филипп ЗОЛОТНИЦКИЙ.


Преступления в сфере образования, как говорится, — на любой вкус. Есть, например, арендные. Когда проректоры по хозчасти или коменданты — люди, которые должны следить за помещениями вуза, — незаконно сдают подвалы, аудитории, комнаты общаг “бизнесменам”. Но летом большим спросом пользуются услуги не вузовских “риэлторов”, а тех, кто связан с учебным процессом. Взятки на вступительных экзаменах и коммерческий подкуп (практически та же взятка, только в частном институте) — главный бич абитуриентской кампании.

Место преступления

Указать вузы, преподаватели которых замечены в 2004 году на взяточничестве, мы пока не можем. Идут следственные работы. По словам Филиппа Золотницкого, в Управление по борьбе с экономическими преступлениями обращаются как из государственных, так и из коммерческих учебных заведений. Причем из госвузов заявления поступают чаще. Все-таки в частном институте, где учеба и так платная, приемной комиссии нет смысла брать мзду. Правда, преподы коммерческих институтов могут “снимать пенку” со студентов на сессии. Конечно, играет роль и нерадивость учеников, которые предпочитают платить деньги, а не заниматься. А когда во взятке заинтересованы обе стороны, выявить такое преступление практически невозможно.

Филипп Золотницкий: “С начала этого года уже возбуждено около 30 уголовных дел по взяткам, связанным с учебным процессом. За лето поступили десятки обращений от абитуриентов. Но это меньше, чем нам хотелось бы. Мы знаем, что берут много, но нам звонят мало”. Все заявления о вымогательстве взяток, даже анонимные звонки, тщательно изучаются. Бывает и такое: абитуриенту поставили плохую оценку, а он потом рассказывает ужастики по телефону, чтобы отомстить обидчикам.

Портрет преступника

Кто же вершит судьбы абитуриентов и студентов за взятки? По данным следователей, это могут быть работники вузов — от рядовых преподавателей-доцентов до деканов. Год назад “МК” даже объявил совместную акцию с УБЭПом по выявлению “оборотней” в приемных комиссиях. Но тогда вместо звонков от абитуриентов на нас обрушился шквал негодующих высказываний педагогов: а почему мы не пишем, что на скользкую дорожку ученых толкает унизительный заработок?..

По этому поводу мы тоже проконсультировались у пресс-секретаря УБЭП: “Среди взяточников действительно попадаются нуждающиеся люди. Они занимаются дополнительными консультациями, преподаванием. К ним и вопросов-то особо нет. Но в основном преступления совершают не те, кому нечем кормить семью. А те, у кого постоянное желание иметь больше, больше и больше. Это люди, которые хотят получить много и сразу. Мы смотрели, кто именно проходил по последним уголовным делам: все обвиняемые жили в многокомнатных квартирах, хорошо обставленных, с дорогостоящей техникой. Практически у всех были машины. Не было такого: заходишь в квартиру, а там телевизор “Рубин” 1985 года выпуска...”

Как правило, в сессию со студентов за экзамен берут от 10 до 100 долларов. При том что экзамен сдает группа человек в двадцать, — навар, согласитесь, неплохой. За поступление в институт этим летом “просят” от 3 до 50 тысяч долларов с носа.

Схема преступления

“Зачастую мы сталкиваемся с абсолютно беспардонными случаями взяточничества, — рассказывает Филипп Золотницкий. — Например, преподаватель, приходя на консультацию перед экзаменом, открыто заявляет, что необходимо собрать такую-то сумму. Либо отзывает какого-то одного ученика и говорит: с группы — столько-то. А недавно к нам обратились сразу аж 12 человек. Их доцент потребовал: “С каждого по полтиннику, и все будет хорошо”. Но он не рассчитал своих сил: экзамена по истории ребята не боялись. Вымогателя мы задержали с поличным. Причем, принимая меченые купюры, он незатейливо рекомендовал студентам: “Через полгода у нас еще один экзамен, по той же схеме”.

А один преподаватель решил изобразить из себя Дэвида Копперфилда. Фокус состоял в следующем: студент сдавал реферат с заполненным титульным листом и абсолютно чистыми страницами дальше. И получал... отличную оценку! В чем секрет? Просто белоснежные листы были переложены купюрами общей суммой на 1000 рублей! А схема “фокуса” распространялась через доверенных лиц.

Любят педагоги вымогать деньги и под видом покупки книг. Очень распространенная ситуация, когда лектор говорит на консультации: “Знаете, господа и дамы, у меня есть книга, без которой вы просто не будете знать, что отвечать на экзамене. Но вы понимаете, стоит она 100 долларов...” И это при том, что где-нибудь в университетском холле эту книгу можно купить за 150—200 рублей.

Деканы, конечно, сами не предлагают купить книги или сброситься на контрольную. Например, на вступительных экзаменах может выстраиваться сложная цепочка с несколькими посредниками, ведущая на самый верх факультета. Иногда ее удается разрушить. Рассказывает Филипп Золотницкий: “Этим летом у нас было одно такое запутанное дело. Человек написал неплохое сочинение. Сделал несколько ошибок, но балл был проходной. А проверяющие знали, что можно выйти на родителей абитуриента. И вписали ему еще пару ошибок подходящими чернилами. Как и ожидали мошенники, прибежали родители: “Как?! Что?! Вроде ребенок не двоечник, грамотный!” А им: “Нет, очень много ошибок. Но за определенную сумму мы сможем вам помочь”. 7,5 тыс. долларов для родителей оказались суммой слишком большой, тем более что вуз они выбрали не самый престижный”. Родителям ничего не оставалось, как обратиться в УБЭП. Следователи стали проверять информацию и вышли на двух посредников грязного дела, причем один из них оказался сотрудником вуза. Посредников задержали. Уже под контролем следователей один из них понес меченые деньги “наверх”. Не зная, что за всем следят оперативники, преступники меняли сочинения с ошибками на хорошие, исправляли баллы... Была обнаружена и первоначальная работа абитуриента. Двигаясь по цепочке, следователи дошли до секретаря приемной комиссии. Но не исключено, что вершина преступной пирамиды так и осталась в тумане.

А чем все закончилось для родителей пострадавшего абитуриента? Трезво поразмыслив, они решили: раз уже при первом знакомстве с вузом налицо такие махинации — значит, дальше там делать нечего. И ребенок стал поступать в другой вуз.

Час расплаты

В большинстве случаев дела преподавателей-взяточников доходят до суда. При этом зачастую в силу возраста обвиняемого и его заслуг перед наукой суд выносит наказание, не связанное с большим сроком лишения свободы. Кроме того, на суровость наказания влияют неоднократность получения взяток, их сумма. За крупную взятку на вступительных экзаменах могут дать до 12 годков за решеткой. При “благоприятном” исходе — осудят на несколько лет условно с лишением права занимать определенные должности. Или приговорят к исправительным работам.

Кстати, закон предусматривает ответственность не только за получение, но и за дачу взятки. Допустим, если студенты решили заплатить преподавателю, а преподаватель обратился в милицию, то к ответственности будут привлечены студенты. Хотя, как говорит Золотницкий, в этом году такие честные педагоги к ним, увы, еще не обращались.


Абитуриенты и их родители! Если экзаменаторы вымогают у вас деньги, звоните в УБЭП по тел.: 950-45-73, 950-45-27, 950-45-14.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру