Смертельный налет

Главком ВВС Владимир Михайлов поставил точку в версиях о причинах катастрофы дальнего бомбардировщика “Ту-22М3”, который разбился в ночь на 9 июля на аэродроме “Сольцы” Новгородской области. “Катастрофа произошла из-за отказа авиационной техники, — сказал главком, — но он связан с недостаточной натренированностью экипажа в полете”. Что же конкретно “отказало”?


Владимир Михайлов рассказал, что на борту отказал один из четырех генераторов электропитания. По инструкции в этом случае летчики должны были отключить его и использовать остальные три, доложив об отказе руководителю полетов. Этого экипаж не сделал.

Все системы самолета управляются с помощью электричества. На случай отказа аккумуляторов на борту “Ту-22М3” предусмотрена вспомогательная силовая установка (ВСУ). Летчики могли воспользоваться ею сразу после поломки одного электрогенератора, но видимо, решили дотянуть до земли на трех оставшихся.

Но аккумулятор имеет свойство какое-то время держать напряжение, а затем его резко сбрасывать. Поэтому машина неожиданно для экипажа оказалась обесточенной на 43-й минуте после отказа. Это был момент, когда самолет вышел на предпосадочное планирование. До аэродрома оставалось всего 8 километров. Для освещения посадочной полосы “Ту-22М3” включил фары (их работа требует мощности небольшой электростанции). Именно в этот момент на борту резко упало напряжение. Экипаж решил срочно запустить ВСУ, но ее запуск тоже требует дополнительного электричества, поэтому запасная установка не сработала. И системы управления самолетом стали отказывать одна за другой. Машину начало кренить, и она упала.

Летчикам даже не хватило напряжения, чтобы покинуть самолет. Пиропатрон катапульты срабатывает при 15 вольтах, но этого на борту уже не было...

— От неисправного генератора самолеты не падают, — сказали нам в фирме Туполева. — Летчики сразу после отказа могли включить ВСУ, но не сделали этого, видимо, из экономии. Дело в том, что ВСУ имеет ресурс работы на определенное количество часов. И если он заканчивается, то ее надо снимать с самолета либо продлевать ресурс, либо вообще менять. Сегодня эти установки — большой дефицит. Они чаще всего выходят из строя, а на их приобретение денег просто нет. Вот и берегут каждый час их работы.

Значит, проблема не только в технике?

“Человеческий фактор” — проблема более серьезная. Летчики сегодня мало летают. Недавно главный армейский тыловик Владимир Исаков прислал в ВВС телеграмму, где требует с этого месяца урезать расход топлива на 20—30%. За счет чего командир может это сделать? Только за счет сокращения летных часов. Меньше налет — больше катастроф.

Съедают лимит и всевозможные “шоу-учения” с участием высоких государственных персон. Например, на июньские — “Мобильность-2004”, по переброске войск на Дальний Восток, — дополнительного керосина не выделялось. Его приказали взять “из внутренних резервов”. На столь ответственные учения, конечно, привлекаются наиболее опытные летчики. И пока они летают, остальные сидят на земле.

В ВВС рассказали, что на учения “Рубеж”, которые пройдут в начале августа в Киргизии, топливо будут брать уже из “неприкосновенного запаса”. Даже самолет министра обороны Иванова придется заправлять из НЗ.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру