Министры в заплыве

“Всем министрам обороны подготовлены наборы для плавания: черные шорты, белые тапочки, зеркальце, крем для загара и расческа, — объяснил помощник министра обороны Киргизстана. — После закрытия учений они поедут на пляж и будут купаться вместе с военнослужащими, принимавшими участия в учениях”.


В программе учений “Рубеж-2004” на 6 августа этот пункт был обозначен как “спортивно-оздоровительные мероприятия на берегу озера Иссык-Куль с участием личного состава”. Но я прибыла в полевой лагерь, построенный в чистом поле неподалеку от города Балыкчи, в четверг, когда до оздоровительных мероприятий еще оставалось проделать самое главное. А именно: разыграть строго по сценарию активную фазу учений — “от момента возникновения угрозы вторжения террористов на территорию государств Центральной Азии до полного уничтожения прорвавшейся группировки совместными усилиями подразделений постоянной боевой готовности четырех бывших братских республик — Киргизстана, Таджикистана, Казахстана и России”.

В полевом лагере, тщательнейшим образом оборудованном киргизской стороной, шли последние приготовления. На спортплощадке сборные России и Киргизии в клубах пыли играли финал по футболу, в другом конце лагеря репетировал оркестр, в столовых, организованных по национальному признаку, задержавшиеся воины приканчивали обильный обед, заедая арбузами. По большому счету все уже было готово, за исключением пляжа, но и оттуда только что прибыла группа, доложившая, что камни убраны, пляж расчищен и кабинки для переодевания поставлены.

Все было продумано до мелочей — и работа, и отдых. Российские офицеры спецназа ГРУ, прибывшие на учения с Урала из города Асбеста, сказали мне, что никогда еще им не приходилось участвовать в учениях в таких замечательных условиях: “Жить в поле — удовольствие маленькое, но здесь как отпуск получился. Спасибо киргизам за отличную организацию”. Офицеры были отдохнувшими и довольными, а цвет их лиц напоминал абрикосы, сложенные в коробке на полу.

Помимо спецназа ГРУ, который, по сценарию, должен был высадиться в зоне конфликта с вертолетов и бронетехники и схватиться с террористами не на жизнь, а на смерть, с российской стороны в учениях участвовала авиация — “сушки” и вертолеты, базирующиеся на авиабазе в Канте. Управлял действиями авиации аналог американского “Авакаса” — самолет дальнего радиолокационного обнаружения “А-50”, находившийся на расстоянии ста километров от поля боя. Как объяснил потом на пресс-конференции главком ВВС Владимир Михайлов, на трех “Су-24” было установлено принципиально новое электронное устройство “Метроном”, позволяющее бомбардировщику сбрасывать бомбы точно в цель. Впервые оно было испробовано здесь — на этих учениях, и результаты блестящие, все мы видели: бомбы действительно попали куда надо, то есть в дома, где укрывались террористы.

Дома на самом деле были, разумеется, макетами, сложенными из камней в ущелье — как раз напротив смотровой площадки, расположенной в горах на высоте две с лишним тысячи метров. Место выбрано идеально. Находившиеся на площадке президент Киргизии Аскар Акаев, министры обороны стран — членов Организации Договора о коллективной безопасности, военные атташе, иностранные наблюдатели и уйма прочих высоких гостей отлично видели и деревню, и небо, и бомбометание, и его пылающие результаты. Кроме того, перед площадкой были установлены телевизоры, показывающие то, что происходит непосредственно в зоне конфликта. Международные террористы (их роль играли киргизские спецназовцы в чалмах), ведомые “лидером узбекской экстремистской организации”, “в прямом эфире” крались по ущелью, а навстречу им двигались российские спецназовцы, высаженные с вертолета Ка-50 “Черная акула” посадочным способом.

“Дон-12”, я вышел на рубеж блокирования”, — неслось над площадкой, била артиллерия, грохотали взрывы, отраженные эхом, а комментатор по радио объяснял, что сейчас в бой вступят снайперы, это наиболее меткие стрелки. Неудивительно, что при таком напоре банда террористов была разгромлена наголову всего за полтора часа, и первые широкомасштабные совместные учения с применением авиации государств — членов ОДКБ успешно завершились. “Первый блин не вышел комом”, — подвел итог министр обороны РФ Сергей Иванов, и все с ним согласились.

Далее по программе у министров шло “участие в приеме пищи с личным составом совместного тактического учения”. По-русски это означало, что от таджикских, киргизских, казахских и российских воинов будет выделено по пять самых достойных бойцов, и те пойдут обедать со своими министрами на открытом воздухе. Но эта часть учений “Рубеж-2004”, к сожалению, оказалась закрытой для журналистов — так же, как и оздоровительные мероприятия на берегу озера Иссык-Куль в черных шортах и белых тапочках. Хотя купание министров обороны с личным составом, продемонстрированное по каналам телевидения, наверняка подняло бы боевой дух в их армиях не меньше, чем сами учения.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру