Зомби бессмертны

Накал страстей вокруг убийства Александра Пуманэ достиг апогея. В конце прошлой недели стало известно, что прокуратура объявила в розыск майора столичного УБОП Вячеслава Душенко. Именно он, по версии следствия, и забил Пуманэ.

Но это не так. Не майор Душенко убил отставного моряка Пуманэ. Его убила косность и круговая порука милицейских чиновников. Ведь если бы Генпрокуратура и ГУВД вовремя отреагировали на полученные сигналы, Пуманэ был бы жив до сих пор…


Имя Вячеслава Душенко — предполагаемого убийцы — на Петровке хорошо известно. До перехода в УБОП он служил в МУРе. Последняя должность — начальник отделения 4-го отдела 2-й оперативно-розыскной части.

ОРЧ-2 имеет дурную славу. Именно здесь работали все “оборотни в погонах”. В своих предыдущих материалах я не раз писал, что руководство ОРЧ-2 было прекрасно осведомлено о делах подчиненных. Не случайно после разгрома милицейской банды большинство руководителей ОРЧ были вынуждены перейти на другую работу, а зам. начальника ОРЧ — Евгений Тараторин — и вовсе находится теперь за решеткой.

В деятельность “оборотней” были втянуты десятки сотрудников ОРЧ. Это выяснилось в первый же месяц расследования. Руководство МВД предлагало уволить всех замаранных офицеров, однако руководители Петровки — и в первую очередь начальник ГУВД Пронин — не желали выносить сор из избы. Кого-то перевели на “землю”, кого-то в другие службы. Если бы коренному слому не предпочли тогда косметический ремонт, возможно, и не возникло бы никакого дела Пуманэ. Ведь одним из тех, кто попал тогда в поле зрения спецслужб, был… Вячеслав Душенко.

В обвинительном заключении по делу “оборотней из МУРа” — более десяти преступных эпизодов: то, что удалось доказать железно и бесспорно. Арест коммерсанта Шарипа Джабраилова — один из главных.

Прокуратура установила, что 31 октября 2001 года, поздно вечером, “оборотни” схватили этого человека на улице, засунули ему пистолет ИЖ, 15 патронов и 2 грамма кокаина. Руководил операцией Евгений Тараторин.

Впоследствии Джабраилову предъявили обвинение в покушении на убийство зам. главного санитарного врача Москвы Мельникова и осудили на 11 лет. Вместе с ним под суд пошли Бадруди Ямадаев — представитель известного в Чечне тейпа (одному его брату посмертно присвоено звание Героя России, второй — тоже Герой РФ — является моим коллегой, депутатом Госдумы) и Сулейман Сайгатхаджиев.

История эта мутная. Достаточно сказать, что пистолет, из которого стреляли в Мельникова, сыщики якобы нашли 8 месяцев спустя, в помойном баке, а фундаментом обвинения были наркотики и подброшенные патроны.

Рискну предположить, что в основе всего лежали какие-то непонятные пока мотивы — либо коммерческие, либо политические, ибо все арестованные принадлежали к видным чеченским фамилиям. А может, “оборотням” хотелось выслужиться, показать класс работы, ведь все свои ордена и досрочные звания получили они как раз за липовые дела.

Но одно известно точно. Среди тех, кто активно участвовал в фабрикации дела Джабраилова, был… Вячеслав Душенко. Еще год назад на допросе Джабраилов рассказал, что к нему в Бутырскую тюрьму много раз приходили трое сотрудников МУРа во главе с Душенко, и именно Душенко весьма профессионально, не оставляя следов, избивал его, требуя показаний против Ямадаева. Прессовка Джабраилова велась жестко. Пытали его попеременно то Душенко, то подсаженные в камеру уголовники.

Это тем более странно потому, что 4-й отдел МУРа, где работал тогда Душенко, занимался совсем другими вещами: преступлениями против иностранцев. Дело Джабраилова никаким боком сюда не вписывалось.

Уже тогда, год назад, все материалы о причастности Душенко к этой провокации были направлены в Генпрокуратуру. Его даже допрашивали, но дальше, увы, дело не пошло. Никто не стал привлекать Душенко к ответственности, и ему позволили безнаказанно перевестись в УБОП… Безнаказанность порождает преступления новые: это закон.

Связь Душенко с бандой “оборотней” позволяет взглянуть на историю Пуманэ совсем с другой стороны. Слишком много здесь странных совпадений и реминисценций.

Я внимательно прочитал заключение служебной проверки, которую проводил генерал Пронин. Ощущение странное. Точно все это я уже когда-то читал.

Начнем с того, что Пуманэ был задержан не ДПС, как это подавалось ранее, а сотрудниками уголовного розыска 83-го отделения милиции. Якобы они заметили подозрительную нервозность, Пуманэ “постоянно оглядывался по сторонам, что было заметно через лобовое стекло”. Позвольте, но на часах была уже половина второго ночи. Кругом темень. Как в это время можно заметить “подозрительную нервозность”, тем более через лобовое стекло?

Тем не менее сыщики досматривают машину, обнаруживают “предмет, похожий на 200-граммовую тротиловую шашку” и доставляют Пуманэ в 83-е отделение. В машине же (точнее, под обшивкой дверей) находят две мины, два электродетонатора и провода. И сразу же слетается в отделение все руководство, включая начальника УБОП, начальника службы ФСБ по ЦАО и районного прокурора: в общей сложности — до 100 человек.

А вот дальше начинается самое интересное. Примерно через час в кабинет дознавателя Петрова (№24) заходит неизвестный, представляется руководителем подразделения антитеррора и забирает Пуманэ с собой: якобы для проведения оперативных действий. Протокол опроса Петров не закрывает, никаких документов у ночного гостя не проверяет. Отдает — под честное слово.

Через 40 минут Пуманэ в бессознательном состоянии увозят в больницу. В 8.37 утра он умирает, не приходя в чувство. Врачи ставят диагноз: закрытая черепно-мозговая травма, ушиб мозга тяжелой степени, перелом свода и основания черепа, отек мозга. А неизвестного посетителя, впоследствии идентифицированного как Душенко, никто больше не видит…

Вы можете себе представить, чтобы на глазах 100 человек, в том числе непосредственного своего начальника — шефа УБОП Баранова, — какой-то майор будет избивать задержанного до смерти? А ведь Пуманэ не отказывался от показаний (это признает и дознаватель). Так зачем же убивать его, ставить крест на своей карьере, вместо того чтобы заработать орден?

Идем дальше. Не секрет, что сыщики умеют выбивать показания, не оставляя следов. Этим мастерством майор Душенко владел искусно (вспомним рассказ Джабраилова). Очевидно, что Пуманэ именно убивали.

Душенко не мог не понимать, что за убийство человека по головке его никто не погладит. В лучшем случае ждет его отставка. В худшем — тюрьма.

И, наконец, самое важное: на место событий Душенко никто не вызывал. Об этом говорят и начальник ОРЧ-5 УБОП Гусев, и сам начальник управления Баранов. То есть получается: среди ночи окольными путями Душенко узнает о задержании, приезжает в отделение, забивает Пуманэ и подается в бега. Абсурд какой-то.

Впрочем, абсурд этот становится вполне понятен, если вернуться немного в историю…

…Больше года я работал по делу “оборотней”. За это время перелопатил тонны бумаг, изучил сотни сводок, десятки уголовных дел. Почерк “оборотней” я могу различить издалека, чувствую его, что называется, кончиками пальцев.

Параллельно с зарабатыванием денег эти люди массу времени уделяли своему имиджу. (В лучах славы прятаться проще.) А для этого требовалось постоянно показывать результаты, делать “палки”. Конечно, можно было искать преступников настоящих, но на это ни сил, ни времени у них не оставалось. И тогда в ход шел поточный метод, когда втемную втягивали они людей в преступления, провоцировали, а затем ловили “с поличным”. Этакая ловля на живца.

По такому принципу “обезвредили” они, например, “банду” торговцев оружием из подмосковных Люберец. Их агент попросил своего соседа передать пару свертков якобы с запчастями. Наивный человек не знал, что в свертках упрятано оружие, и уж тем более не знал он, что каждая передача фиксируется, оформляется постановлениями о проведении оперативного эксперимента. И когда его взяли, “доказательств” было собрано с лихвой, а в обшивке дверей (!) лежали мины.

По аналогичной схеме кинули за решетку и некоего Абалова, с которым агент познакомился в кафе и вручил для передачи пакет с пистолетами: в условленном месте его уже ждала опергруппа. Да и десятки бомжей, которых ловили “оборотни” строго по графику, попадали в их сети аналогичным макаром. Стакан, просьба передать сверток, захват.

В эту беспроигрышную лотерею были втянуты десятки людей: опера с “земли”, эксперты, следователи. Без их помощи “оборотни” оказались бы бессильны.

А теперь вспомните, как задержали Александра Пуманэ. Среди ночи, в глухом переулке, когда сидел он в машине и подозрительно вертел головой. Не правда ли, знакомый почерк?

Сомневаюсь, чтобы с переходом из МУРа в УБОП Вячеслав Душенко изменил своим привычкам. Метода “оборотней” была утилитарна. Она одинаково успешно подходит и для бандитов, и для террористов.

Многочисленные знакомые и друзья Пуманэ в один голос говорят, что пособником террористов быть он не мог: не тот характер. Но и те, кого прежде ловили “оборотни”, тоже были нормальными добропорядочными гражданами. Только чего стоят эти характеристики против найденного при обыске арсенала взрывчатки.

Конечно, мы вторгаемся в область предположений и догадок, однако догадки эти основаны на десятках аналогичных примеров.

А что если человек, попросивший Пуманэ перегнать машину, в действительности был агентом майора Душенко? В этом случае все несостыковки и странности встают на свои места. Тогда становится понятно, почему столь оперативно взяли моряка, не дожидаясь даже, пока он тронется с места (словно знали заранее). Откуда взялись спрятанные в обшивке дверей мины. (Кстати, в первом варианте проверки ГУВД о месте нахождения взрывчатки говорилось подробно, а в официальный текст эти детали не попали.) Почему майор Душенко, которого никто не извещал о задержании, примчался в отделение.

Но в чем-то он, очевидно, допустил просчет. Может быть, человек, втянувший Пуманэ в эту историю, был не случайным его знакомым, а давним приятелем, и офицер готов был рассказать все как есть. Или же Душенко не владел биографией Пуманэ, а узнав, что тот бывший моряк-подводник, — испугался. (Все-таки моряка с превосходными характеристиками выдать за террориста куда сложнее, чем бомжа.)

И тогда у него не оставалось иного выхода. Во что бы то ни стало Пуманэ нужно было заткнуть рот… Повторюсь: это лишь наша версия, однако я почти уверен, что уже в скором времени она найдет свое подтверждение.

Вот только, боюсь, найти майора Душенко уже не удастся, хоть розыском преступников и занимается в МУРе целая ОРЧ. Ведь начальник ее, Александр Яковлев, работал прежде в злополучной ОРЧ-2 вместе с Тараториным, Самолкиным, Душенко и ходил в друзьях.

По крайней мере, четырех “оборотней”, пустившихся в бега, Яковлев не может найти уже год. Несмотря на то что регулярно они созваниваются со своими родственниками и друзьями.

Трудно искать черную кошку в темной комнате. Особенно если там ее нет…


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру