Победа или смерч

На этой неделе погода стала предметом бурных парламентских дебатов — Россия готовится к ратификации Киотского протокола, который должен избавить планету от “парникового эффекта”. С климатом и впрямь пора разобраться. Внезапные засухи, смерчи, невиданные наводнения, неожиданные снегопады... Экологи объясняют катаклизмы урбанизацией и увеличением выбросов в атмосферу углекислого газа. Но есть и другие версии. Сейчас они широко не тиражируются, “чтобы не вызывать панику у населения”, как выразился один высокопоставленный представитель Кремля, предлагая отложить обсуждение этой темы в Госдуме. Версии и впрямь пугающие. Как, например, вам такое утверждение: природные катаклизмы — результат экспериментов по созданию геоклиматического оружия.

Это не фантастика, а реальность. Корреспондент “МК” встретился с людьми, которые в нашей стране так или иначе причастны к этим разработкам. Говорят они неохотно и фамилий просят не называть: все, что связано с подобными экспериментами, находится у нас под грифом “ОРЗ” — “особый режим защиты”.

На севере Аляски в 320 км северо-восточнее Анкориджа есть место, над которым не летают самолеты. Пилотам авиалайнеров приближаться к нему запрещено. Здесь у подножий гор стоит целый лес 24-метровых антенн. Уже несколько лет он серьезно беспокоит и экологов, и политиков.

Официальное название здешних разработок — проект HAARP (High Frequency Active Auroral Research Program). Власти США утверждают, что эксперименты, которые здесь проводятся, абсолютно безобидны — ученые просто ищут способы улучшения радиосвязи. Даже их название расшифровывают мирно и поэтично: “Проект высокочастотного активного исследования Авроры”. Правда, многие авторитетные ученые считают, что красивое название прикрывает работы по созданию нового лучевого оружия. Об этом говорит хотя бы тот факт, что все эксперименты ведутся под руководством командования военно-воздушных и военно-морских сил США.

По проекту HAARP будет создано пять излучателей радиоволн высокой частоты. Три из них уже стоят на Скандинавском полуострове (в Тромсе), один — самый мощный — на Аляске (военная база Гакхона). А когда будет построен последний — в Гренландии (в три раза мощнее) — радиолучи “накроют” пространство от Атлантического до Тихого океана.

Что же в этом опасного?

В объятиях утренней Авроры...

Нашу планету окружает озоновый слой, выше него — ионосфера. Антенны HAARP выстреливают в нее пучками высокочастотных радиоволн, которые на больших высотах разогревают ионосферу Земли до температуры плазмы. Таким образом можно менять розу ветров и вызывать катаклизмы: цунами, землетрясения, грозы, наводнения, снегопады...

Когда военные научатся управлять этими процессами, им больше не потребуется тратить огромные деньги на новейшие самолеты, подлодки, ракеты, начиненные электроникой. Ведь если устроить, к примеру, мощную грозу, то от ее магнитных полей “ослепнут” любые электронные устройства: локаторы “не увидят” противника, не взлетят самолеты, боеголовки “не найдут” целей...

Но и это еще не все. Под действием радиолучей ионы превратятся в искусственные линзы-облака, похожие на огромные зеркала. На них можно будет посылать радиосигналы, которые, словно солнечные зайчики, отразятся под различными углами, воздействуя на все, что попадает в зону их “видимости” и концентрируясь на любых наземных объектах. Лучи смогут проникать через кирпичные или стальные стены, обнаруживать подземные укрытия. Беспомощным генералам останется лишь ждать в своих бронированных командных пунктах “выстрела Авроры” — радиолуча, который блокирует электронику и безнаказанно уничтожит самые важные подземные шахты со стратегическими ракетами.

И главное: радиооружие сможет влиять на мозг людей и животных, вызывая душевные расстройства и лишая их воли к сопротивлению. Кстати, подобный эффект легко использовать и против населения собственной страны, поэтому среди ученых США появляется все больше противников подобных экспериментов.

Наша Госдума прошлого созыва в четырех комитетах рассматривала проблему HAARP. По инициативе Комитета по обороне она подготовила обращения к президенту Путину и в ООН с предложением принять международный запрет на испытания по этой программе.

Облака из брюха

...А начиналось все довольно безобидно. Сначала геофизики научились рассеивать туман. Потом растапливать град, превращая его в “грибной” дождь. Затем вызывать искусственные осадки или, наоборот, не давать им вылиться туда, куда не нужно.

О наших ученых, пытавшихся обуздать стихию, Даниил Гранин написал повесть “Иду на грозу”. Со временем эти эксперименты стали даже приносить неплохие дивиденды. Например, министерство сельского хозяйства Сирии, чтобы повысить урожайность, заключило в 1992 году договор с российскими специалистами. Экипаж самолета “Ан-12” вместе с оператором Центральной аэрологической обсерватории запросто обеспечил урожай всей стране.

Летчик-испытатель ГосНИИ ГА Александр Акименков рассказал “МК”, как это происходило:

— На “Ан-12” мы поднимались на высоту с заданной температурой и искали там плотные кучевые облака (с каждой тысячей метров от поверхности Земли температура понижается на 6,5 градуса). Затем стреляли в густую облачную пелену закрепленными на “брюхе” самолета тепловыми патронами и уходили. Патроны горели, выделяя тепло. Минут через сорок мы возвращались и видели, что облако бурлит, словно кипящий котел. В этот “котел” мы выстреливали еще пачку тепловых ловушек, и через полчаса он превращался в солидную тучу, из которой хлестал проливной дождь. Каждый наш полет обеспечивал осадки на площади примерно в 5000 кв. км.

Правда, иногда облака вели себя непредсказуемо. Однажды в конце марта, когда в Дамаске уже стояло лето, жители города утром обнаружили на улицах полуметровые сугробы, которые не таяли три дня. На памяти живущего поколения такое случилось впервые. Местные мальчишки радостно бросались снежками в русских летчиков, не подозревая, что это именно они устроили ночной снегопад над Дамаском.

В апреле 1996 года подобную технологию применяли в Чернобыле. Чтобы радиоактивные выбросы дождевыми потоками не смыло в Днепр, летчики уничтожали облака далеко на подступах к “зоне”. В результате дождь над Чернобылем не выпадал до тех пор, пока реактор не заглушили.

Баловство над Аляской

Военных всегда интересовали даже самые невинные эксперименты с погодой. Они быстро поняли, что это путь к созданию нового климатического оружия. Правда, не всем странам оно было по карману, всерьез работали над ним только США и СССР.

Сразу после окончания Второй мировой войны американцы стали вкладывать деньги в секретные проекты: “Skyfire” (возможность образования молний), “Prime Argus” (способы вызова землетрясений) и “Stormfury” (управление ураганами).

В 1961 году ученые США решили провести эксперимент с ионосферой, выстрелив туда более трехсот пятидесяти тысяч медных двухсантиметровых игл. После этого на Аляске началось землетрясение силой 8,5 балла. Оно отозвалось на территории всего континента, а часть побережья Чили даже сползла в океан. Зато стало понятно, что через ионосферу можно влиять на процессы в земной коре.

Опыты с погодой американцы проводили и во время войны во Вьетнаме. Они распыляли в воздухе йодистые соединения серебра и свинца, которые продлевали сезон муссонных дождей, вызывая тем самым подъем рек, прорывы дамб и разрушение городов.

В СССР с климатом тоже “баловались”. В Институте тепловых процессов (сейчас — Исследовательский центр имени М.В.Келдыша) в 70-е годы пытались влиять на атмосферу Земли через магнитосферу. С подводной лодки из Приполярья планировался даже запуск ракеты с источником плазмы мощностью до полутора мегаватт (пуск тогда не состоялся из-за организационных проблем). В этом эксперименте военных больше всего интересовала радионевидимость объектов и магнитные бури как средство подавления радиолокационных станций. Похожие опыты проводил и 40-й институт Военно-морского флота. До сих пор еще на полигоне под Выборгом ржавеют установки по моделированию влияния электромагнитного импульса на радиоволны.

Евро против доллара

С каждым годом работы над климатическим оружием становились все дороже, поэтому СССР и США договорились о “передышке”: в 1977 году резолюция ООН запретила использовать погоду в качестве средства ведения боевых действий. Хотя каждая из сторон втихаря все же продолжала этим заниматься, прикрывая опыты всякими экологическими проектами.

Правда, после 1991 года России стало уже не до погоды, а вот в США, судя по всему, эту идею не бросили. По крайней мере, об этом косвенно свидетельствуют некоторые факты.

Недавно в СМИ из военного ведомства США просочилась информация о секретном докладе, который подготовили семеро высокопоставленных специалистов Пентагона. Он назывался “Погода как умножитель силы: подчинение погоды к 2025 году”. В нем говорилось, что “гигантский военный потенциал управления погодой нельзя игнорировать из-за таящихся в нем опасностей”.

А пока в Пентагоне делать этого еще не научились, там предлагается применять уже доступные способы воздействия на климат: затоплять противника, отрезать его от источников пресной воды, вызывать засуху или нарушать работу коммуникаций и радаров. Для локальных конфликтов есть даже готовые сценарии: самолет-невидимка собирает облака над армией противника, вызывая грозу и затяжные проливные дожди, а непросыхающая грязь мешает движению военной техники (согласитесь, актуально звучит для наших дорог).

Эти приемы были уже опробованы. Во время бомбардировок Югославии над Европой все время стояла сухая и ясная погода, на горизонте не появилось ни одной тучки. Случайность? Повезло? Вовсе нет. В этой войне испытывалось новое поколение крылатых ракет, которые наводились с помощью спутников. Чтобы установленная на них точная оптика могла “видеть дорогу к целям” по наземным ориентирам, атмосфера должна была быть прозрачной. Для чего натовские самолеты “потрошили” облака над Атлантикой, не пуская их к Балканам.

Правда, после того как американцы обеспечили себе ясную погоду для бомбардировок, в Европе началась сильнейшая засуха. Затем континент стали терзать циклоны и наводнения. Все эти стихийные бедствия создали европейцам колоссальные проблемы, особенно в сельском хозяйстве, и в результате привели к ухудшению позиции евро по отношению к доллару. Именно поэтому многие европейские экономисты утверждают, что американцы “потопили евро” с помощью геоклиматического оружия.

Ядерное утешение

Возможности такого оружия испытываются не только в воздушной среде, но и под землей. В 2001 году, начиная военную акцию в Афганистане, ВВС США сбросили там около 100 тонн бомб нового типа. Это были 900-килограммовые вакуумные бомбы, мощность взрыва каждой из которых равна 1—10 килотоннам — в сотни раз больше обычных. Через 9 часов после бомбардировки в радиусе 150 километров произошло три крупных землетрясения, которые разрушили горные ущелья вместе с укрывшимися в них бойцами “Аль-Каиды”.

Только после этого на землю Афганистана ступила нога американского солдата. Это дало повод многим политикам утверждать, что Америка использует Центрально-Азиатский регион в качестве полигона для испытаний сверхсекретного геологического оружия. Оно способно разрушать не только горные массивы, но и вызывать разрушительные цунами и т.д.

Бомбежка в Афганистане в 2001 году привела тогда к целой серии землетрясений: в Душанбе — силой 6 баллов, в Ташкенте и Самарканде — 4—5, в Бишкеке — 3 балла. Составив карту района, охваченного подземными толчками, легко можно рассчитать силу воздействия нового геологического оружия.

В нашей стране на разработки климатического оружия денег, конечно же, нет, а на голом энтузиазме в этой области многого не достигнешь. Наверное, какие-то деньги ученым все же выделялись бы, если бы военные умы ставили защиту от такой опасности в ряд приоритетных исследований. Но, судя по всему, наши военные далеки от того, чтоб мыслить категориями “климатических войн”. Для них это фантастика. А реальность — вот она: ядерное оружие. Мол, пока у нас есть стратегические ракеты и ядерные боеголовки, нам ничего не страшно.

Но представьте, что однажды утром мы проснемся и узнаем, что погода окончательно “взбесилась”. Журналисты нам расскажут, как МЧС самоотверженно спасает затопленные города, разбирает завалы домов после землетрясений, а наша армия с ее могучими ядерными силами, несмотря на всякие там катаклизмы, по-прежнему несет боевое дежурство. И хорошо, что несет, только кого это утешит?

Мы даже не заметим, как сообщения о смерчах, засухах, грозах и потопах станут не просто прогнозами синоптиков, а сводками с фронта, практически с передовой, на которой вдруг окажутся все. В тылу на сей раз отсидеться не удастся никому. Тыла просто не будет.

...Фантазии, сказки? Что ж, голливудские боевики о гибели башен-близнецов тоже долго считались фантазиями сценаристов. Но когда в прямом эфире на глазах у всех башни “сложились”, выдумки тут же превратились в реальный кошмар.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру