Москвичей подставили раком

Ни в одном патологоанатомическом заключении в России не написано: “Причина смерти — атмосферное загрязнение”. Между тем, по данным отечественных ученых, от загрязнения воздуха у нас ежегодно умирает 40 тысяч человек — даже больше, чем гибнет в автокатастрофах. И 14—17% болезней россиян так или иначе связаны с загрязнением окружающей среды.

В Москве риск таких заболеваний гораздо выше, чем в других городах. Правда, в связи с ратификацией Киотского договора ученые прогнозируют, что со временем дышать станет безопаснее. Но то, что творится с воздухом сейчас, можно охарактеризовать лишь как ужас.

В том, где и — главное — чем рискуют заболеть москвичи, разобрался обозреватель “МК”.

В столичном воздухе нет ничего полезного. Вредного же — сколько угодно. Это и оксиды азота, и свинец, и сажа, и тяжелые металлы, и опасные взвешенные частицы. Вся эта адская смесь способна стимулировать развитие многих заболеваний, в том числе онкологических.

Загрязнитель воздуха номер один в Москве — автотранспорт. Его “вклад” в загрязнение атмосферы составляет до 90%. По заказу столичного правительства специалисты Российской медакадемии постдипломного образования (РМАПО) исследовали риски развития заболеваний от выбросов автотранспорта в районе Третьего транспортного кольца (где проживает около 3 млн. москвичей). Как ни странно, в целом экологическую обстановку кольцо улучшило. Тем не менее даже после его появления около 200 тыс. чел. остаются в зоне исключительно высокого риска заболевания раком.

Наиболее опасными ученые называют все радиальные шоссе, Сущевский Вал, Беговую улицу, Кремлевскую, Котельническую набережные, Китай-город, Новый Арбат, Пресню, Таганскую площадь и примыкающие к ней улицы, Якиманку, улицы Бульварного и Садового колец, Мясницкую, Маросейку, Савеловскую площадь, Сущевку, Шереметьевскую, проспект Мира, Дорогомиловскую и др.

Справедливости ради стоит отметить, что риски от выбросов автотранспорта убывают по мере отступления от дороги. Уже на тротуаре концентрации вредных веществ значительно меньше, а во дворах — меньше в разы. По сравнению с выбросами Капотнинского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) выбросы от автомобилей рядом с Кремлем — детский лепет. И вообще с предприятиями, вредные вещества от которых могут распространяться на многие километры, дела плохи.

Например, ученые исследовали последствия выбросов НПЗ. Оказалось, они могут вызывать повышенный риск даже в некоторых районах Люблина, Марьина и Братеева. Для проживающего в этих районах населения (особенно в Капотне и Чагине) это может выражаться в десятках дополнительных случаев смерти за год.

И все же “вредители” номер два в городе — это ТЭЦ (их доля в дополнительном риске для здоровья людей доходит до 10—15%). Ученые провели исследования 15 основных московских ТЭЦ. Выводы шокируют: если ТЭЦ откажутся от газа и начнут работать на угле или мазуте (это топливо используется сейчас как резервное), ежегодно в районе только двух ТЭЦ (21-й и 22-й) будет умирать на 800 (!) человек больше. Но и газ, на котором работают большинство ТЭЦ сейчас, — не панацея. Образующийся при его сжигании диоксид азота повышает уровень респираторных заболеваний, в первую очередь у детей. Единственной возможностью изменения ситуации, даже в случае использования газа, может стать переход на энергосберегающие технологии. Возможно, ратификация Киотского протокола подвигнет московских энергетиков на их реализацию.

Одним из самых грязных московских районов был и остается “Беговой”. И дело тут не только в автомобильных выбросах, но и в близлежащих заводах, выбрасывающих 6-валентный хром.

— Здесь необходимо проводить срочные оздоровительные мероприятия, — считает завкафедрой РМАПО профессор Симон Авалиани. — Ситуацию в этом районе можно сопоставить с ситуацией в зоне экологического бедствия.

Это касается многих москвичей, проживающих даже в престижных центральных районах города. В сравнительно благополучном СЗАО до 80% населения проживает на территориях, где риск заболеть раком втрое выше допустимого.

И хотя никаких срочных оздоровительных мероприятий никто не проводит, власти города как могут стараются улучшить дыхание москвичей. Обязывают автомобилистов ставить дорогие нейтрализаторы, штрафуют хозяев бензоколонок за плохой бензин (последняя проверка выявила, что таким торгуют на каждой четвертой АЗС), строят новые развязки, запрещают грузовикам ездить внутри Третьего кольца...

— Ученые могут вычислить главного виновника загрязнения в каждом районе, на основании чего экономисты разработают программу и выдадут рекомендации предприятиям или властям, как свести риск к минимуму, — говорит Авалиани. — Например, на основании исследований в Капотне разрабатываются рекомендации для нефтеперерабатывающего завода, с учетом которых можно будет достичь снижения наиболее опасных выбросов уже к 2007 году.

С ратификацией Киотского протокола предприятиям придется вкладывать деньги в экологическую безопасность или ждать инвестиций из бюджета или из-за рубежа (сейчас у многих производств такой статьи расходов нет, а в других она финансируется по остаточному принципу).

— Хотя Киотский протокол подразумевает снижение концентрации парниковых газов, параллельно будут снижаться и концентрации других вредных веществ, что в целом приведет к улучшению экологической обстановки, — считает академик Яблоков.

Правда, наступит эта чудесная пора еще не скоро.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру