Мандариновый кардинал

Парламент Абхазии постановил признать избранным президентом республики лидера оппозиции Сергея Багапша и обеспечить в конституционный срок торжественную церемонию вступления его в должность. Инаугурация должна состояться 6 декабря. Так что вопрос о власти в Абхазии можно считать решенным.


Багапш идет во власть не один, с ним уже сформированная сильная команда. Известно, что на должность вице-президента претендует историк Станислав Лакоба, который является “мозгом” оппозиции. Видимо, Лакоба будет решать вопросы внешней политики. Премьер-министром станет скорее всего Александр Анкваб, бывший министр МВД Абхазии, лидер общественно-политического движения “Айтайра” (“Возрождение”).

Анкваб — самый таинственный персонаж в стане оппозиции. Его фигура вызывает наибольшее неприятие у оппонентов, прежде всего у президента Ардзинба, который убежден, что Анкваб непременно затащит Абхазию “в лоно грузинской государственности”.

“Анкваб — враг народа, — сказал мне вооруженный сторонник Хаджимба. — Его во время войны дважды хотели расстрелять”.

Но так ли страшен Анкваб, как его малюют? Бесспорно одно: без Анкваба Багапш вряд ли победил бы на выборах. И не только потому, что Анкваб имеет незаурядные организаторские способности, но и благодаря электорату, который он “передал” Багапшу. “Анкваб десять лет работает над сменой власти в Абхазии”, — считает один известный абхазский лидер, основатель движения “Айтайра”.

Сам Анкваб не смог баллотироваться кандидатом в президенты из-за “ценза оседлости”: кандидат должен последние пять лет жить в Абхазии. Сам он девять лет живет в Москве. До недавнего времени официально числился помощником директора охранной корпорации “Имидж-безопасность”. Однако два месяца назад, по его словам, туда пришли представители МВД, все опечатали и сказали: “Увольте Анкваба, иначе отберем лицензию”. Утверждают, что ему принадлежит сеть ресторанов и бензоколонок, но сам оппозиционер говорит, что последние четыре года бизнесом не занимается совсем, а раньше торговал углем, лесом и металлом. Видимо, дела шли хорошо, потому что оппозиция не испытывает недостатка в деньгах. Откуда эти деньги — главный вопрос, который волнует их оппонентов. “С миру по нитке, — говорит Анкваб. — Друзья помогли, бизнесмены. Я лично потратил на предвыборную кампанию всего шесть миллионов рублей”. Предвыборной кампании предшествовала многолетняя благотворительная деятельность. В родовом селе Анкваба Хуап Гудаутского района он построил школу и кинотеатр, платил зарплату учителям, детям до года давал ежемесячно тысячу рублей, а их мамам единовременно — три тысячи. Спонсировал издание пяти дисков абхазской музыки и 47 книг абхазских авторов. Причем среди этих книг есть издания явно “сепаратистской” направленности. Если Анкваб действительно “грузинский агент”, зачем ему издавать такие книги?

Московские абхазы говорят об Анквабе как об очень скрытном человеке.

— Если где-то собирается абхазская тусовка, то надо внимательно посмотреть по углам, и он там обязательно будет, — говорят они. Впрочем, теневому деятелю и положено находиться в тени. Утверждают, кстати, что он совсем не пьет.

Впервые я услышала об Анквабе от Зураба Ачба, которого оппозиция считает своим духовным основателем. Зураба расстреляли на улице Сухуми, когда он шел с пляжа. Теперь Анкваб обещает провести расследование этого убийства, как и убийства другого известного лидера, Юрия Воронова, и оппозиционера Гарри Айба. Ходят слухи о папках с уголовными делами, которые уже якобы заготовлены у Анкваба. Сам он не отрицает, что ему “многое известно”. Возможно, именно эта его осведомленность о темных сторонах абхазской жизни так пугает некоторых.

Самое таинственное в жизни Александра Анкваба — это его внезапный карьерный взлет. Злые языки утверждают, что без Шеварднадзе тут не обошлось. Иначе как мог простой милиционер из Гагры стать замминистра МВД Грузии? Однако во времена СССР в Тбилиси работали многие будущие “абхазские сепаратисты”, да и сам Ардзинба защищал там докторскую. В Тбилиси Анкваб проработал 9 лет, с 81-го по 90-й. Начал инструктором отдела ЦК КП Грузии, закончил заместителем министра. Но, по его словам, “не утратил абхазского достоинства”. Перед войной, в мае 1995 года, был назначен министром МВД Абхазии.

Не так давно президент Ардзинба дал интервью, в котором обвинил Анкваба в том, что якобы тот “запретил выдачу оружия сотрудникам МВД, стремившимся встать на защиту Родины. По его приказу это оружие было сдано на хранение в службу безопасности Абхазии, которой в то время руководил Автандил Иоселиани”. Анкваб говорит, что оружие сдали “понарошку”, чтобы спасти жизнь остававшимся в Сухуми после вторжения грузинских войск абхазским милиционерам. 18 августа они покинули город со всем своим оружием.

Сам Анкваб считает, что его прихода к власти боятся криминальные кланы, действующие совместно с грузинскими ОПГ, которые занимаются похищениями людей, контрабандой, грабежами. Сейчас они всемогущи. Например, им ничего не стоит похитить генерала таможенной службы Аслана Кобахия и переправить в Тбилиси. Или российского бизнесмена, друга абхазского премьера (Ставро Стилиди), которого выкрали прямо из правительственной машины средь бела дня. Прежняя власть не сумела с ними справиться. Получится ли у новой?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру