Прогулки по воде

Сколько кож у пловца-рекордсмена?

Наше исследование “Рекорды за сто лет: 1904—2004” мы начали с легкой атлетики (смотри “МК” за 7.12.2004). Теперь очередь за вторым “рекордоносным” видом спорта на земле — плаванием. Таким же, наверное, древним состязанием, как и сухопутные дисциплины вроде бега, прыжков и т.д.

Как всегда, мы столкнулись с серьезными препятствиями. 100 лет назад на III Олимпиаде в американском Сент-Луисе привычная нам метрическая система мер не использовалась: пришлось пересчитывать. Но труднее оказалось другое: выяснить, за счет чего до сих пор растут рекорды на воде. И почему “фантастические” достижения Игр-1904 в наши дни едва ли достойны третьего разряда?

Фактор первый. Методика

Как известно, именно легкая атлетика и плавание относятся к так называемым “циклическим видам спорта”. Проще говоря, результаты и на земле, и на воде ограничены уровнем выносливости.

Если вернуться на сто лет назад, то на соревнованиях по кролю (или вольному стилю) мы бы увидели на сент-луисской Олимпиаде то, что специалисты до сих пор называют английским словом “треджен” или привычным русским “саженки”. Плавали, мягко говоря, примитивно: с задранной вверх головой, вялым гребком... Со временем теоретики пришли к выводу, что чем обтекаемее тело, тем лучше контакт с водной средой. Так появились зачатки современного “вольного” плавания — голова уже опущена, вдох происходит с поворотом головы, путь гребущих плоскостей (кисти и предплечья) сильно увеличен. А значит, и скорость выше!



Фактор второй. Гидродинамика

Теоретики плавания выделяют три основных варианта кроля: двухударный, а также четырех- и шестиударный, которым принято пользоваться в наши дни. Удары — это количество движений ногами за один цикл работы рук. Сейчас прогрессивный пловец-вольник напоминает скорее торпеду, нежели человека. Недаром знаменитого австралийца Йана Торпа называют не иначе как “торпеда”.

Во время заплыва нельзя пренебрегать таким понятием, как угол атаки. Это угол между поверхностью воды и продольной осью тела. Малый угол — значит, тело более обтекаемое, большой — соответственно, менее. Из всех четырех видов плавания самый большой угол создают брассисты. Потому-то они и медленнее всех.



Фактор третий. Разработки

Первые пловцы, облаченные в костюмы, смотрелись диковато. Разговоры о чудо-изобретении шли несколько лет, и премьера состоялась на Играх в Сиднее. В 2000-м и было доказано, что эта одежда (еще ее называют “шарк скин”, что означает “акулья кожа”) дает серьезные преимущества. И дело здесь не только в лучшей обтекаемости тела. Подробно изучив манеру плавания того же Торпа, российские специалисты уже не сомневаются, что костюмов у него как минимум два. Зачем? А чтобы между ними образовалась воздушная подушка. Удельный вес меньше — значит, и сопротивление воды тоже.

— Так если бассейн заполнить морской водой, которая лучше выталкивает тело, значит, и результаты будут выше? — вопрос адресован Сергею Конову, специалисту из Всероссийской федерации плавания.

— Природу не обманешь. С одной стороны, соли морской воды тело выталкивают, с другой — сама среда становится плотнее.



Фактор четвертый. Раса

Есть такое понятие — “плавучесть”. Она бывает положительной, нейтральной и отрицательной. А зависит она от комплекции человека. Нетрудно предположить, что чем меньше плотность кости, тем легче преуспеть на водной глади. Люди темнокожие, как правило, оснащены очень плотной костью и поэтому к достижениям не расположены. Несколько больше шансов у мулатов.



Фактор пятый. Климат

Готовясь принять Игры-2004, Афинский оргкомитет опоздал со сроками и не воздвиг над бассейном запланированную крышу. “Пловцов постигнет солнечный удар”, “Прощай, рекорды” и прочая бодрая чепуха выплескивалась на страницы спортивных изданий всю первую половину года. Но первые же дни Олимпиады доказали обратное: рухнули прежние мировые достижения, появились новые имена. На самом деле — так ли это плохо, как казалось? Свежий воздух, ультрафиолет для быстрого восстановления организма и главное — никакого осадочного хлора! Ни для кого не секрет, что круглогодичные тренировки в странах с теплым морским климатом — огромное подспорье для пловца.



В 2008-м — стометровку за 47,5 секунды

Можно до бесконечности говорить о причинах прогресса, но давайте пронаблюдаем, как менялись рекорды. Есть закон: чем короче дистанция, тем труднее улучшить достижение. К примеру, на Играх 60-го года в Риме знаменитая Дон Фрэзер первой среди женщин на стометровке “выплыла” из минуты. Нынешний результат — 54 с небольшим секунды. За сорок с лишним лет — чуть больше 5 секунд! А вот взять мужской брасс: в начале 60-х 200-метровка преодолевалась за 2 мин. 27 сек., зато теперь — быстрее чем за 2.10. Полтора километра у мужчин — другое дело. Наш рекордсмен 80-х Владимир Сальников показывал 14 мин. 58 сек., сейчас его время побито аж на 26 секунд!

Оказывается, рекорды можно предсказать. Этим занимается бюро расчета прогнозов на основе собранного статистического материала. Так, скажем, уже предполагают, что на стометровке вольным в Китае-2008 мужчины покажут приблизительно 47,5 сек., а женщины — 53,5. А вот суперспринт — мужской “полтинник” может и вообще не сдвинуться. “Надо найти нового Александра Попова”, — говорят в ОКР.



Что дальше?

Ждать ли новых рекордов? Ответ на этот вопрос получить так же трудно, как убедиться в безграничности возможностей человеческого организма. Ведь чем ближе к пределу, тем труднее. Возможно, хронометры будущего станут фиксировать не десятые и сотые доли, как сейчас, а тысячные и десятитысячные, а рекорды будут улучшаться на доли мгновения... Впрочем, и технический прогресс не стоит на месте, и человек продолжает эволюционировать!

Благодарим за помощь в подготовке материала Всероссийскую федерацию плавания и лично ее президента Геннадия АЛЕШИНА.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру