НЕфорМАТный

Корнею нужно, чтоб хватало на струны

“Басист Земфиры выпустил сольный альбом”. Так странно пытались давеча обозначить выход дебютной пластинки Корнея некоторые рецензенты. “Мегахаусу” показалось, парень на эдакое должен обидеться. Отнюдь — в ходе недавнего разговора выяснилось, что Корней именно так нынче себя и чувствует.

Странный щуплый большеголовый молодой человек за последние полгода вызывал о себе разговоры: появился на “Максидроме” и “Мегахаусе”, покрутился в радио и телеэфирах (“Как воздух”, “Отымела”). Через фырканье и даже сопротивление программных директоров, впрочем. “Такую музыку можно ротировать только из респекта к Земфире...” — “неформатностью года” Корней был обозван еще до выхода пластинки “Знак Единица”. И это обстоятельство вполне осознанно и Корнеем, и теми, кто в него верит. Слишком неудобная у него музыка для кальку жующего музыкального бизнеса. Но зато — это музыка. Именно потому Корнея и выхватила полтора года назад из Интернета Земфира, вывезла из Донецка в Москву, вдохнула многие чувства и мысли, предложила играть вместе с ней. Корней и Земфира — это близость по многим позициям. А “Знак Единица” — пожалуй, плод этой близости.


— Давай вот сразу поговорим об этом и перестанем. Помнишь, летом на “Мегахаус-Feste” ты сказал, что Земфира — это единственный человек в мире, протеже которого тебе хотелось бы быть. Но с другой стороны, тебе это уже мешает, поскольку самодостаточность страдает. Ты чувствуешь, что когда девочки-фанатки орут: “Корней”, они на самом деле имеют в виду — “Земфира!”.

— Сейчас уже отношение немножко изменилось. Уже есть люди, по отзывам которых я понимаю: их интересует Корней, а не протеже Земфиры. Впрочем, есть много других вещей, о которых мне важнее думать. Например, собственно музыка. Всегда важно помнить, что самое главное — это музыка.

— Ты делаешь музыку ради музыки? А что неприятный процесс под названием “шоу-бизнес”? Ты записал пластинку, которая, невзирая на покровительство Земфиры, воспринимается довольно-таки в штыки в этом самом шоу-бизнесе (тебе не очень-то рады радиостанции, не говоря уж о ТВ).

— Мы работаем в иной системе координат. То есть я вижу рядом настоящих, живых людей, которые могут и разделять, и объединять музыку и бизнес. Я вижу Эрика Чантурия (продюсер Корнея, человек, непосредственно материально вложившийся в эту музыку. — К.Д.), который, с одной стороны, музыкальный коммерсант, с другой — человек с очень хорошим вкусом. А о Земфире и говорить незачем — все и так понятно. И мы, конечно, осознаем, что стоит сомневаться в форматности этой музыки.

— У тиражей пластинок двойная цель: успешность продаж и возможность месседжа миру. На сколько тебя заботит степень продаваемости и, стало быть, какая-то прибыль?

— Особых сверхбогатств я себе не хочу. Хочу, чтоб хватало на струны и на нормальную жизнь.

— Какова же нормальная жизнь в твоем понимании?

— Ну это я не знаю, как описать по компонентам.

— Ну вот Земфира заработала на такую квартиру в Москве, которую себе хотела. На ту степень комфорта, которая ей нужна. Хотя есть люди, рок-звезды, которые вообще не имеют своего дома и в этом даже особый фан чувствуют.

— Я скорее из тех, кого стимулирует состояние: ни кола ни двора. Мне сейчас не нужна никакая защищенность. Если ты защищен — тебе нечего бояться, неоткуда и некуда бежать.

— Хм, материальные псевдоценности всегда можно потерять. В том ведь их бессмысленность. Но если проще: ты вообще считаешь деньги, которые попадают тебе в карманы?

— Сам от себя скрывая, их все же считаю. Я даже, наверное, довольно скупой человек.

— То есть тебе жалко потратить деньги там на лишнюю кружку пива?

— Ну, я стараюсь лечиться от жадности. По мере возможности.

— Отчего еще лечишься?

— От кучи всего. Еще я ленивый.

— Ты что ж, частенько рефлексируешь, себя анализируешь?

— Периодически. Но не всегда удается, поскольку я живой человек. А живой человек не всегда способен осознавать сам себя.

— А осознаешь, почему таки неформатна твоя музыка?

— В ней мало клише. Хотя на самом деле они есть, но взяты из других времен и стилей. Непопулярные здесь и сейчас клише. И еще у меня очень непривычная манера петь для радиостанций.

— Сам-то слушаешь чужую музыку?

— Я слушаю дома Шостаковича и Шнитке.

— А что-то из заформатированных эфиров?

— Еще долго так будет, что музыка является в музыкальной жизни компонентом неважным. То есть все так же здешняя аудитория ориентируется прежде всего на тексты. И мало мотивации у людей делать музыкальную музыку. То есть четырех запиленных аккордов вполне хватает. Конструктор “русский рок” еще прочно закреплен в умах, и радиостанции на этом играют, естественно. А если обо всем, что несется из эфиров... Сама понимаешь: те, кого мы любим, нас не подвели.

— Стремление к узнаваемости, звездности в тебе хоть как-то присутствует?

— У меня есть причины и стремиться к этому, и от этого бежать. Стремиться: поскольку в детстве я смотрел по телевизору многих хороших музыкантов и мне нравилось, когда все громко и хорошо игралось. С другой стороны, я знаю, что это все мешает настоящему творческому процессу. Ведь он — результат твоей внутренней жизни. А чрезмерная запаренность на внешнем этому мешает. Если выходить на сцену, думая о промоушне своей новой пластинки, вряд ли что-то получится.

— Ты мультиинструменталист-полиглот?

— Я — переводчик. Закончил Донецкий институт социального образования. По диплому я знаю три языка, но по-настоящему хорошо — только английский. Он и дал мне чувство стиля. Ну и вообще — ощущение правильности.

— Ты на скольких инструментах играешь?

— Я, скорее, обладаю возможностью довольно быстро научиться играть на любом инструменте. А по-настоящему хорошо я играю лишь на басу и на гитаре. Впрочем, иногда сажусь за клавиши и за барабанную установку. Скорее — удовольствия ради. Думаю, если б в комнате у меня неделю лежала бы скрипка — я бы освоил и ее.

— Пластинку назвал “Знак Единица” — в честь главной песни. В этой песне для меня едва ли не вся суть происходящего...

— Какое-то время своей жизни я был, конечно, повернут на пластинке “Четырнадцать недель тишины”. И на песне “Бесконечность”. Технология написания “Знака Единицы” очень простая: я перевернул каждое слово “Бесконечности” и перевернул гармонию. И почти перевернул мелодию.


Не чаруют больше ни кино, ни звезды,

Мне понятно все: ты идешь вперед.

Мне не провожать тебя, но как же остро

Режет горло звук: “ты всего лишь друг”

Все сильнее небо отбивает дробь

И кино уже не бередит глаза


Я прошу, растай

Я прошу, умри

И не выбирай,

Что мне говорить

Объясни, зачем делать все

Ну загадай мне знак единицу


— Момент твоего пересечения с Земфирой — это все же чудо?

— Я не противопоставляю чудо и закономерность. Всему все равно есть причины. Наша встреча с Земфирой должна была случиться вот почему: она — хороший музыкант, и я — хороший музыкант. У нас похожие соображения по поводу музыки вообще. И мы оба — романтичные, достаточно чувствительные, во многом сомневающиеся люди. С другой стороны, наша встреча — чудо. Поскольку на фоне той скуки, что царила в моей жизни, это действительно было очень яркой вспышкой.

— Когда читаешь следующую фразу: “Корней — басист Земфиры, выпустивший сольный альбом”, как реагируешь?

— Для меня это приятная формулировка ситуации. Потому что вообще я все-таки скорее музыкант, чем сонграйтер. И я вряд ли мог бы заниматься сочинительством самостоятельно, если бы не общался с людьми, которые меня к этому сподвигали.

— Меня держит в напряжении “Знак Единица”... Ты можешь назвать Земфиру своим другом?

— Я все ближе и ближе к тому. Хотя нет четкого понимания — что значит это слово. Не стоит замыкаться на четырех или сколько-то там еще буквах...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру