Некого любить

Почему на похороны Папы съехалось так много народу?

Четыре с половиной миллиона человек собрались в пятницу в Вечном городе попрощаться с Иоанном Павлом II.

Четыре с половиной миллиона по собственной воле приехали, прилетели, пришли в конце минувшей недели в Рим из разных уголков мира.

В новейшей истории не было другого такого случая, чтоб на похоронах одного человека собиралось столь фантастическое количество народу. А к Папе Иоанну Павлу II — собрались. Почему?


Со стороны кажется, это что-то вроде массового психоза. Люди перестают работать и учиться, забывают болезни и неотложные дела, вынимают деньги из загашников, занимают, продают дома и с упорством рыбы, идущей на нерест, устремляются в одну точку на земном шаре. Ради чего? Папе они уже не помогут. Для себя тоже ничего не получат. Единственное, что останется, — снимок лежащего в гробу понтифика, сделанный мобильным телефоном, и потом еще можно будет рассказывать, “как я был на похоронах”.

С другой стороны, слишком уж много людей собралось в Риме, чтоб всех заподозрить в психозе. Массовая экзальтация — по всей видимости, очень поверхностное объяснение. Тем не менее в римском паломничестве определенно есть что-то иррациональное, идущее от чувств, а не от разума.

Сами паломники в коротких интервью не могут толком объяснить, почему они все бросили и поехали прощаться. Говорят: “Хотели сказать спасибо за все, что он сделал для нас”. Но что он сделал?

К сожалению, мы в России о нем мало знаем. Боролся с коммунизмом. Модернизировал католическую церковь. Посетил 129 стран. Очень хотел приехать в Россию, но его не пустили. Ко всем религиям относился с уважением — недаром на его похоронах рядом с христианами стояли мусульмане в зеленых чалмах. Занимался благими делами, но нельзя сказать, что он сделал что-то особенное. Спас человечество от ядерной чумы, к примеру.

Чем же вызвана вселенская скорбь? С какой другой знаменитостью мирового масштаба придут прощаться миллионы людей со всего мира, и встанут на площади, и будут часами ждать, а когда им в ночи скажут: “Умер”, зааплодируют и заплачут?

Ни с какой. Оглянуться не на кого. Со всеми современными знаменитостями — президентами, политиками, актерами, музыкантами — связаны некрасивые истории. Любовницы, махинации, неуправляемые сыновья, кто-то начал войну, кто-то еще каким-то образом извалялся в грязи…

Но людям-то все равно требуются герои. Люди так устроены: во все времена им необходимы светлые идеальные личности, чтоб любить их всей толпой.

Потенциал народной любви — огромен. А любить некого. В век высоких технологий и прагматических решений человеческие души истосковались по иррациональным идеалам. Видимо, Папе как единственному человеку, никак себя не замаравшему, и досталась вся любовь, что скопилась у людей. Поэтому — четыре с половиной миллиона.

Глядя на человека, мы всегда подсознательно ощущаем, что он собой представляет. Не буду приводить здесь примеры из нашей жизни, но, глядя на Папу, всегда подсознательно ощущалось, что у него нет “второго дна”. Он действительно думал только о людях. Не о деньгах, не о карьере, не о власти, не о вкусной еде и красивых бабах и не о том, чтоб остаться в истории “великим объединителем” или “модернизатором”. Нет, только — о людях. Он был немощным стариком и мучился от болей и болезней, а все равно было видно, что думает только о людях. О том, чтоб благословить, и сказать важные слова, и пролить свет, и направить, и дать людям опору.

А люди это чувствовали и теперь говорят: “Спасибо за то, что он для нас сделал”. На самом деле это значит: “Спасибо за то, что он всегда о нас думал”.

…Как видите, совсем несложно организовать свои похороны так, чтоб на них съехались четыре с половиной миллиона человек и поведением своим навевали мысли о массовом психозе. Надо не иметь “второго дна” и думать не о себе, а только о людях. Очень просто. Но почему-то редко кому удается.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру