Метро устроено хитро

Для проверки московский “сабвэй” разбомбили с воздуха

Метро забастовало! Вот ужас-то! Действительно, что может сильнее напугать москвича, для которого вот уже 70 лет “сорок две минуты под землей” — ежедневный ритуал, привычный, как утренние водные процедуры.

И все же — было. В далеком 1933-м еще не родившемуся ребенку грозил натуральный выкидыш: метростроители устроили стачку! Это в сталинские-то времена!

Да что там забастовка! В биографии метрополитена по-прежнему полно тайн и загадок. Покопавшись в архивах, “МК” выяснил, например, что:

• строительство метрополитена началось в Люберцах;

• метромосты боялись строить из-за бомбежек;

• пассажиров хотели спускать на станции в лифтах.

Представьте себе: 1931 год. Жуткая жара. Карьер в Люберецком районе — по тем временам провинциальная дыра, подмосковное захолустье. И вдруг — шум, грохот, дым столбом! Да, тогда здесь гремела настоящая война. Боевые самолеты пикировали один за другим к земле и сбрасывали тяжелые бомбы. Готовились к нашествию фашистов? Отнюдь. Так проводился эксперимент для определения... живучести метрополитена на случай грядущих войн. В карьере был специально построен макет наземного павильона метро и смонтированы несколько тоннельных секций, засыпанных слоем грунта разной толщины.

Первая “станция метро” не пережила налет. Все рухнуло — взрывная волна доказала, что может через разрушенный вестибюль добраться до тоннеля. О конфузе доложили “главному строителю московского метро” Лазарю Кагановичу. Тот перепугался не на шутку.

Следы бомбофобии аукаются горожанам до сих пор. Ну-ка, вспомните любую из центральных станций красной ветки, например “Комсомольскую”. При сходе с эскалатора вы попадаете… разве на станцию? Фигушки — в длинный коридор, и до платформ еще идти минуту-другую. Такие лабиринты специально были придуманы проектировщиками, чтобы погасить ударную волну при прямом попадании фугаса в наземный павильон...

Тот же Каганович категорически запретил строить метромосты. И это создало массу неудобств. От станции “Парк культуры” до самого ЦПКиО приходится топать пешком через Крымский мост, аж на другую сторону Москвы-реки. И до Киевского вокзала первую ветку сначала не дотянули, чтобы не строить мост через реку.

А чтобы знать абсолютно все о тонкостях работы метро в лихую годину, наш человек в середине 30-х отправился в Испанию, где гремела гражданская война. Интернационалисты сражались за свободу, а эксперт — выяснял, как чувствует себя в условиях боевых действий мадридская подземка.

Подземная забастовка

Первая шахта “Метростроя” была заложена к зиме 1931 года на Русаковской улице. Строители вели прокладку линии только под площадями и улицами — чтобы в случае чего не рухнули дома. А весной 1932 года власти вдруг спохватились и запоздало организовали торжественную акцию “начала строительства метрополитена”. Второй секретарь МГК ВКП(б) Никита Хрущев в присутствии многочисленных зрителей вынул “первую лопату грунта”.

Поначалу планировали открыть в Москве линию метро к 7 ноября 1934 года. Даже пролетарский поэт Александр Безыменский заранее написал: “То метро, что ты готовишь, силой сталинской горя, пустит Лазарь Каганович в день седьмого ноября”.

Однако осуществить наполеоновские планы не удалось. Строительство шло едва-едва. Никаких комсомольцев-добровольцев на проходке еще и близко не было. Основную массу работяг набирали из числа нищих безграмотных крестьян, толпами приходивших в Москву на заработки. Работы организованы были скверно, то и дело происходили какие-то аварии, авралы... А зарплаты — мизерные. Терпение у людей кончилось, и весной 1933 года на строительстве метрополитена вспыхнула забастовка. Пришлось ЦК ВКП(б) принимать постановление о мерах по исправлению ситуации на прокладке подземной линии. Был выдвинут лозунг: “Все на строительство метро!”. Предприятия столицы стали получать из райкомов разнарядки: выделить “Метрострою” столько-то работников. А из-за нехватки грузовиков даже приспособились задействовать ломовых извозчиков.

Эскалатор от Хрущева

Немалые трудности возникли с техникой для московской подземки. Чтобы прокладывать тоннели между “Библиотекой им. Ленина” и “Комсомольской”, в Англии закупили проходческий щит. А для спуска и подъема пассажиров понадобились особые транспортные механизмы. Немцы предлагали для этой цели лифты, англичане и американцы — подвижные лестницы-транспортеры. В “верхах” предпочли второй вариант (говорят, Сталина уговорил Хрущев). Пришлось тоже обращаться к зарубежным помощникам. Об одном из них рассказал “МК” старожил столицы Михаил Козлинский:

— Когда-то нашим соседом по коммуналке был дядя Джо — американец Джон Леви-Аверон. Насколько я помню, будучи сотрудником “Дженерал Электрик”, он приехал в Москву, чтобы консультировать создателей первых советских эскалаторов. А едва Джон вернулся после командировки в США, его прямо в аэропорту встретили агенты ФБР и завернули обратно: лети в свою дорогую красную Россию. После этого вынужденного эмигранта Леви-Аверона вместе с женой и поселили в комнатке-пенале на Маленковской, где они и прожили всю оставшуюся жизнь.

С созданием вагонов тоже не все получалось гладко. Поначалу наши проектировщики сплоховали. Получившееся у них на эскизах транспортное средство напоминало “сундук на колесах”. Пришлось начальнику вагоностроительного бюро Мытищинского завода ехать на поклон в Штаты. По подобию вагонов нью-йоркского метро и были спроектированы первые “подземные экспрессы” для Москвы, которые благополучно проработали на линиях вплоть до середины 1970-х. А машинистов поначалу тренировали в кабинах электричек.

Билет под “особой охраной”

Когда жители Москвы начали ездить на поездах метро? Нет, не угадали, вовсе не 15 мая 1935 года! Еще за несколько недель до этого для граждан стали устраивать экскурсионные поездки под землей. В метро пускали лишь тех, чьи фамилии значились в предварительных заявках от райисполкомов и крупных столичных предприятий. Поезда с “туристами” ходили по отдельным участкам первой линии с 19 по 24 апреля.

А 2 мая был открыт свободный вход на станции для всех желающих. Люди осматривали чудо-дворцы, со страхом и любопытством катались на эскалаторах... Под землей побывало почти 770000 гостей!

Самый первый метросостав (естественно, пустой) прошел по подземному маршруту 4 февраля 1935-го. А первый пассажирский рейс — на нем ехало партийное руководство, ударники “Метростроя”, корреспонденты газет — прошел “от Сокольников до парка” спустя двое суток. Никаких спецбилетов участникам исторического мероприятия не выдавали. Вместо пригласительного первопроходцы получали бумажку с надписью “Аварийный пропуск для производства ремонтных работ”. На ней была указана дата — 6.02.1935 г. — и стояла мрачного вида печать: “Особая охрана”. Вот такой билетик!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру