Удорожай-2005

Уборочная спровоцирует экономический кризис?

Цены на нефть — как альпинисты: тоже рвутся все выше и выше. Чиновники “подставляют ведра под нефтяной дождь”, а эксперты хватаются за голову: они чуют, что добром такое нежданное богатство для страны не кончится.

Первые признаки “нефтебоязни” уже налицо: в разгар уборки зерна подскочили цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Крестьяне в шоке: только что правительство начало зерновую интервенцию, призванную уберечь их от спекулянтов, и на тебе — другая напасть.

Тракторы и комбайны могут остановиться посреди поля. А депутаты в очередной (четвертый за год) раз позвали министров в Госдуму для разъяснений. И направили в кабмин постановление с просьбой удержать рост цен на топливо на внутреннем рынке. В общем, сделать хоть что-то. Чем грозят российской экономике нефтяные беды отдельной отрасли, рассказал “МК” член комитета по аграрным вопросам Госдумы Андрей КНОРР:

— С ростом цен на топливо аграрии первыми приняли на себя удар. Я приводил пример депутатам, которые сейчас вышли из отпусков. Например, собрались вы лететь на юг, оделись соответствующе, подготовились. А самолет вдруг приземлился на Северном полюсе. Вроде все красиво, но мы к этому не готовы. Так и крестьяне: подготовились к посевной с одними ресурсами, а тут цены на топливо подскочили по сравнению с прошлым годом почти на 100%, доля топлива в себестоимости зерна занимает уже 40—45%. Естественно, любой рост, даже минимальный, существенно отражается на экономике села. Как результат — удорожание продуктов.

— А как цены на ГСМ могут повлиять в целом на экономику?

— Свое заявление уже сделал Кузбасс: рост цен на ГСМ отразится на шахтерах, соответственно — на цене угля. А значит — и на тарифах ЖКХ. Естественно, цены скажутся на транспорте, то есть на стоимости билетов. Самое удивительное, что подорожание топлива произошло именно в тот момент, когда президент намечает реформы, призванные улучшить жизнь россиян. Получается, мы одной рукой помогаем, а другой — нивелируем все улучшения. Если правительство не может эту проблему регулировать, пусть так и скажет. Тогда люди будут принимать свое решение — перекрывать федеральные дороги, выражая свой протест, например. Если у нас нет механизмов, тогда в правительстве придется оставить только министерства Шойгу и Зурабова. В остальных мы не будем нуждаться, так как заниматься будем только чрезвычайными ситуациями и лечить людей.

— Можно ли исправить ситуацию?

— Мы сегодня предлагаем искать рычаги управления. Например, можно сделать что-то с акцизами. Либо отрегулировать экспортные пошлины, изменить что-то в системе НДПИ, чтобы стимулировать продажу топлива на внутреннем рынке. Для крестьян — возможно, дотация, чтобы компенсировать затраты на топливо. Так делается во всех развитых странах. Тогда тяжелые последствия будут как-то сглажены. Готовим соответствующий законопроект вместе с правительством и Администрацией Президента. Для проведения всех работ на селе необходимо 10 млн. тонн топлива. Для компенсации крестьянам необходимо выделить примерно 300 рублей на один гектар посевной площади. Источники финансирования могут быть различными. Например, те же доходы от продажи нефти, которые сегодня идут в Стабфонд. Главное — продумать этот механизм сейчас, иначе многие просто не смогут довезти зерно до амбара.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру